Все дело в Конституции
Уже месяц внутри судебной системы не утихает новая война.
По одну сторону – реформаторы, которых поддерживают иностранные посольства и грантоеды. По другую – судьи и органы судейского самоуправления.
На кону не много, не мало – контроль над судебной системой. Его получит тот, у кого окажется власть над Высшим советом правосудия, Верховным судом и Высшей квалификационной комиссией судей. ВСП, ВС и ВККС позволяют полностью контролировать не только решения, которые принимают украинские суды. Они могут назначать и увольнять судей. Как говорил товарищ Сталин, кадровый вопрос – первейший из главнейших, основа контроля.
Началось сражение из-за новой судебной реформы, которая вот уже месяц проходит в Украине. Такая же война была в 2016 году. Закончилась она ничьей. За грантовые деньги Петр Порошенко разделил судей на хороших и плохих. Он избавился от старого строптивого Верховного суда Украины и собрал свой, новый, лояльный Верховный суд. Также он поставил под контроль ВККС. Каким-то чудом, устоял только Высший совет правосудия, хотя ему пришлось пойти на определенные уступки. Судебная система перешла под контроль президента.
https://blogs.pravda.com.ua/authors/liamets/5bb768ef1f7f4/
Владимир Зеленский не испытывает позывов контролировать судебную систему. Однако вместо него на арене хищник куда кровожаднее – это посольства нескольких иностранных государств. Они контролируют не только разработчиков новой реформы, но и грантоедов. Иностранные государства-доноры, которые годами финансировали реформы в Украине, заявили о своих правах. Сегодня они, а не президент, хотят контролировать судебную систему. Для этого под прикрытием бренда Зеленского они начали новый этап реформы.
Примерно месяц назад вступил в силу закон N193. По моей информации, один из его разработчиков – Андрей Вишневский. В прошлом адвокат, сегодня он занимает пост генерального директора Transparency International – организации, контролирующей систему госзакупок Prozorro. Во времена Порошенко, Вишневский руководил USAID-ишным проектом бесплатной правовой помощи при Минюсте. Оттуда Вишневского выгнали, но он всплыл в Transparency International и написал законопроекты по судебной реформе.
Сегодня реформа идет опережающими темпами.
Закон N193 касается Верховного суда, ВККС и ВСП. По каждому из низ прописан список действий, после которых они окажутся под контролем иностранных консультантов и контролируемых ими грантоедов. Не верите – прочитайте выводы Венецианской комиссии по закону N193.
https://blogs.pravda.com.ua/authors/liamets/5df7cdf029e26/
Например, Штат Верховного суда сокращается с 200 до 100 человек, но фишка в том, что никто из 200 судей не знает, уволят ли его/ее. А значит, каждый чувствует, что уволить могут именно его. Чтобы сохранить должность с официальной зарплатой в $10 000, придется присягнуть на верность, как еще недавно присягали Порошенко.
ВККС уже распущена. Такая норма была записана в законе N193. Решение, вроде бы, правильное, потому что при Порошенко полномочия комиссии искусственно продлили на год. Но вместе с водой выплеснули ребенка. Вместе с остановкой работы ВККС, остановился процесс оценки судей первой и второй инстанции. В результате, недооцененные судьи не имеют право работать, суды не рассматривают дела, страдают обычные граждане.
Итого, две битвы из трех западные посольства уже выиграли. Последняя битва этой войны – это захват ВСП. Вокруг Высшего совета правосудия и происходит сейчас основная война.
Внутри ВСП иностранные консультанты собираются провести люстрацию. Массовые восстановления прокуроров через Европейский суд по правам человека показывают, что идея очень плохая – ЕСПЧ признал люстрацию незаконной.
https://blogs.pravda.com.ua/authors/liamets/5dfc9aea2dfab/
Но это еще полбеды. В данном случае решение идет о том, что реформаторы пошли еще дальше. Новая люстрация нарушает не просто закон, а специальные главы Конституции. А это уже другое дело. Переступить через Конституцию – это уже сродни тому, чтобы войти в чужой дом и заявить, что остаешься здесь жить.
-------------------------
КОНКУРСОМ ПО ГРАНТОЕДАМ
-------------------------
11 декабря Высший совет правосудия решил, что отбирать будущих членов ВККС нужно по конкурсу.
https://hcj.gov.ua/news/oprylyudneno-polozhennya-pro-provedennya-konkursu-na-zaynyattya-posady-chlena-vyshchoyi
Конкурсами сейчас никого не удивишь. Но истинный смысл этой новости другой: кандидатов не будут отбирать вручную представители USAID и посольства Британии.
Их придется отбирать через конкурс. Ирония состоит в том, что конкурсы в свое время предложили сами страны-доноры, чтобы проталкивать через них нужных кандидатов. Теперь их оружие обратилось против них самих.
Событие не прошло незамеченным. Ход ВСП оценили в среде активистов, в частности, представитель Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.
А потом еще:
"Вища рада правосуддя спаплюжила судову реформу. Ці упирі затвердили положення про конкурс до Вищої кваліфкомісії суддів, в якому повністю нівельовується роль міжнародних експертів при доборі нової ВККС. Цим самим ВРП ставить хрест усій судовій реформі. За ухваленим сценарієм, членами ВККС найімовірніше стануть люди, контрольовані суддівськими кланами, що означає – ніяких змін. Як і було раніше. Цим же рішенням ВРП закопує себе ще глибше, бо терпіти орган у нинішньому вигляді просто неможливо".
https://hcj.gov.ua/news/vrp-zvernulasya-do-gpu-sbu-npu-minyustu-ta-mzs-shchodo-ocinky-diy-go-centr-protydiyi-korupciyi
Не Шабуниным единым. На ВСП накинулись другие активисты и грантоеды. В частности, представители ГРД предложили выбирать на конкурсе уже членов ВСП. Их поддержали грантоеды, сидящие в списке фракции "Голос".
В общем, решение ВСП вызвало интерес.
Чтобы понять, о чем речь, нужно откатиться немного назад – к истории появления 12-ти иностранных консультантов, которых я условно назову "двенадцать апостолов". Очень красивый образ, демонстрирующий исключительную святость этих людей.
-------------------------
12 АПОСТОЛОВ
-------------------------
Началась история еще в то время, когда создавали Высший антикоррупционный суд. Тогда международные организации предложили услуги 12-ти международных экспертов. Шесть из них вошли в так называемый Общественный совет международных экспертов.
https://vkksu.gov.ua/ua/news/wkksu-otrimala-wid-miznarodnich-organizacij-spisok-z-12-kandidatiw-do-gromadskoi-radi-miznarodnich-iekspiertiw
Международный совет стал неким эталоном непорочности и добропорядочности. Вчитайтесь в биографии этих людей, и вы поймете, что прикосновение к любой части их тела автоматически исцеляет от гриппа, коррупции и набегов саранчи.
Задумка была такая: найти за границей людей с идеальной репутацией и поручить им просеять украинских судей. Отделить добросовестных от недобросовестных. Примерно такую же функцию после Майдана пробовал исполнить Общественного совета добропорядочности (укр. ГРД), но в нем собрались только украинские грантоеды, поэтому доверия к их мнению не было. К 2018 году ГРД уже прилично зашкварилась, и ВККС уже в открытую отказывалась следовать рекомендациям исключить того или иного судью. В ответ те "обиделись" и громко хлопнули дверью.
https://grd.gov.ua/news/280/richnytsia-vykhodu-hrd-z-protsesu-kvalifotsiniuvannia-suddiv-borotba-prodovzhuie
Чтобы отобрать судей Антикорсуда, нужны были новые святые. А такие водятся только за границей, наши все порченые – так гласит легенда.
USAID и посольства США, Германии, Канады, Британии отобрали 12 таких человек и прислали их в Украину. Из них отобрали шесть человек, и из них сколотили Международный совет экпертов. Иностранцы бодро занялись отсевом будущих судей будущего Антикорсуда. Никого не смутило, что у них нет и не было понимания украинской специфики. Никого не смущало, что конфиденциальная информация о судьях утекала в посольства стран-доноров. Задача стояла отобрать судей, и она была выполнена. Правда, мы не задаем вопрос, действительно ли выбрали лучших. По отзывам, которые мне довелось слышать, отбор прошли как раз очень средние, "серенькие" специалисты. По тем же отзывам, новые судьи уже легко нарушают права человека.
https://tsn.ua/ru/ukrayina/eksperty-otobrali-kandidatov-v-antikorrupcionnyy-sud-otseyav-pochti-40-somnitelnyh-sudey-1287516.html
Трудоустроить в Международный совет экспертов удалось лишь шестерых. Время шло, а еще шестеро из списка 12-ти кандидатов оставались не при делах.
-------------------------
12 АПОСТОЛОВ ИДУТ НА ПОВЫШЕНИЕ
-------------------------
Тут наступила эпоха Зеленского, и сотрудники USAID и посольства США, Германии, Канады, Британии решили провести новую судебную реформу. Дескать, при Порошенко не получилось, но теперь точно получится.
Во-первых, в строй вернули украинских грантоедов из ГРД. Они отреклись от позорного опыта сотрудничества с Порошенко и тут же принялись "реформировать" дальше. К слову, именно члены ГРД подделали отзывы Венецианской комиссии о судебной реформе Зеленского.
https://grd.gov.ua/news/338/hromadska-rada-dobrochesnosti-zaklykaie-chleniv-vyshchoi-kvalifkomisii-suddiv-zu
Оставалось трудоустроить оставшихся шестерых апостолов. Их решили разделить поровну. Первая тройка отправилась реформировать ВККС, вторая – ВСП.
Для начала старый состав ВККС разогнали полностью. А затем принялись отбирать кандидатов. Вот цитата из закона N193. Она касается конкурсной комиссии по отбору будущих членов ВККС.
"До складу конкурсної комісії входять:
1) три особи, обрані Радою суддів України з числа її членів;
2) три особи з числа міжнародних експертів, запропонованих міжнародними та іноземними організаціями, з якими Україна співпрацює у сфері запобігання та протидії корупції відповідно до міжнародних договорів України, до складу Громадської ради міжнародних експертів, утвореної відповідно до Закону України "Про Вищий антикорупційний суд".
Формулировка смелая, рекомендую. Хочу обратить ваше внимание, что Украина – как бы суверенное государство. Но вдруг так получилось, что в суверенном государстве власть над целой судебной системой отдают в руки иностранцев. Даже если иностранцы святые, это нонсенс, in Ukraine only. Найдете примеры таких кадровых решений в США – присылайте.
Задача конкурсной комиссии – отсеивать кандидатов в будущий состав ВККС. Состав комиссии – три на три, но как бы подразумевается, что украинские участники конкурсной не будут возражать международникам. Они составят список правильных кандидатов, которые нравятся странам-донорам. Список подадут в Высший совет правосудия.
Дальше нужно сделать так, чтобы ВСП проголосовал правильно. И для этого были запасены еще три апостола.
С Высшим советом правосудия все гораздо сложнее. Это конституционный орган, его полномочия прописаны в Основном законе. Там подробно рассказано, как подбираются люди в ВСП. Это 21 человек (сейчас по факту 16), которые выбраны по четким квотам, которые описаны в законодательстве. Это 10 от съезда судей, 2 адвокатура, 2 прокуратура, 2 представителя Офиса президента, 2 от Верховной Рады, 2 от съезда ученых и глава Верховного суда по должности. Нетрудно заметить, что судьи почти что монопольно контролируют ВСП. Они защищены законом с головы до ног, и это правильно, если вы хотите иметь независимые суды.Чтобы уволить этих монстров, нужны совершенно особые процедуры.
Но в законе N193 предусмотрели особое решение. При ВСП создали Комиссию по этике. В нее вошли – внимание – три представителя ВСП и три оставшихся апостола.
Комиссия – орган, в Конституции не упомянутый никак. Но создателей закона N193 этот факт не смутил никак. Этической комиссии записали удивительную суперсилу: она получила от "реформаторов" право отправлять членов ВСП в отставку без соблюдения Конституции.
Вот где порылась собака. Именно антиконстритуционное особое полномочие вызвало судебную войну. Дело в том, что само существование Этической комиссии уничтожает независимость ВСП.
Комиссия эта – постоянная. Она диктует Высшему совету правосудия, что делать и каких судей утверждать. Она имеет право уволить любого члена самого ВСП.
Естественно, это не понравилось уже существующим членам ВСП. Они понимают, что дело идет к полной зачистке органа от людей, которые не нравятся – нет, не населению Украины, а USAID и посольству Британии. Но дело даже не в этом. Сам закон N193 резко нарушает Конституцию.
ВСП – это орган, работа которого подробно описана в статье 131 Конституции. Изменять его состав можно только так, как прописано в Конституции.
Закон N193 никак не изменяет нормы Конституции в отношении ВСП. Тем не менее, именно на основе обычного закона (который по статусу ниже Конституции) "реформаторы" собираются люстрировать каких-то членов Высшего совета правосудия.
Это все равно, что майор хочет уволить генерала, сын хочет дать ремня отцу, а собака – выгуливать хозяина. Теоретически, такое возможно. Но уж сильно против всех правил.
Если дело так пойдет дальше, уже очень скоро суды станут независимыми не только от президента, но и от Конституции. Они перейдут под контроль иностранных государств. Лично у меня возникает вопрос: а мы точно давали на это разрешение, когда выбирали Владимира Зеленского и "слуг народа"? Я такого точно не помню.
Вот почему едва в Венецианской комиссии прочитали закон N193, то тут же прислали свою делегацию в Украину. Это исключительная реакция. После десятков встреч, "Венецианка" дала свое заключение: возникла угроза потери суверенитета Украины. Это выражается в том, что "реформаторы" предлагают изменить структуру конституционного органа неконституционным способом.
Чем закончится война, пока непонятно. Грантоеды никак не говорят, что закон N193 прямо нарушает Конституцию. То есть, нарушение есть, но его словно бы не существует.
Очевидно, что USAID и посольства США, Германии, Канады, Британии попробуют давить дальше, но слишком уж большой камень лежит на их пути – сама Конституция Украины. Поэтому если они хотят протолкнуть свое внешнее управление, пусть сначала переписывают Конституцию.
Кстати, в первом пункте нового Основного закона можно записать, что Украина – это совместная колония под управлением нескольких государств, разве что со своим флагом и гимном. Тогда мы хотя бы не будем стесняться того, что предлагается сделать в рамках судебной реформы Зеленского.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.