Власник сторінки
Заместитель директора Института мировой политики
В журнале Корреспондент - о манипуляциях вокруг выплаты украинских пенсий в ОРДЛО и так называемом абхазском опыте
Международные правозащитные организации активно лоббируют упрощение процедуры получения пенсий гражданами Украины, проживающими на временно оккупированных территориях Донецкой и Луганской областей. Задекларированная цель — улучшение социально-экономических условий жизни жителей ОРДЛО через отказ от процедуры регулярной верификации пенсионеров, живущих на неподконтрольных территориях.
Присоединились к этому движению и отечественные политики из совершенно разных политсил, а также активисты-правозащитники. Однако (и это стало неприятным сюрпризом для всех, кто реально обеспокоен положением наших людей в оккупации) наиболее активные лоббисты решения этой проблемы не стали разбираться в ее сути, а ударились в популизм и манипуляции.
Скандал и возмущение вызвала рекламная кампания, в которой «агитировали» за изменение существующего порядка выплат пенсий жителям ОРДЛО выдающиеся украинцы — выходцы с Донбасса: Владимир Сосюра, Василь Стус, Анатолий Соловьяненко... От их имени организаторы кампании обратились к жителям Украины с вопросом-обвинением: «Ему б вы тоже не дали пенсии?».
Абсолютно очевидно, что любые функции государства Украина (в частности, связанные с выплатой пенсий и иных социальных платежей) на временно оккупированных территориях не осуществляются не потому, что украинская власть или граждане Украины не хотят этого делать. Украинская власть не имеет никаких возможностей выполнять свои функции в ОРДЛО исключительно потому, что эти территории пребывают под контролем другого государства — России.
И если власть перестанет регулярно проверять, кому именно идут пенсионные выплаты, катастрофические условия жизни пенсионеров в оккупации не улучшатся. На сегодня не существует механизма, который бы гарантировал, что в условиях отсутствия или ослабления контроля пенсии для стариков и инвалидов дойдут до адресатов, а не окажутся в руках мошенников или боевиков.
Кроме памяти Стуса лоббисты упрощения пенсионных выплат в ОРДЛО апеллируют к грузинскому опыту. Звучат заявления о том, что Грузия платит пенсии в Абхазии и тем самым «заботится о своих людях», а Украина, которая отказывает это делать без дополнительной верификации, предстает безответственной и злобной. Но дело в том, что Грузия не платит пенсии в Абхазии.
Важно понимать, что на момент начала войны (14.08.1992) в Абхазии действовали только советские паспорта. После окончания войны (30.09.1993), то есть с начала оккупации, жители Абхазии, которые хотели получить паспорт Грузии (или России) прошли верификацию, так как фактически приобретали новое гражданство. При этом в самой Абхазии грузин, как и лояльных к Грузии людей других национальностей, желавших получить грузинское гражданство и паспорт, на конец 1993 года практические не осталось — в Грузию из Абхазии бежали все этнические грузины, почти половина населения автономии, 250 тыс. человек.
Позже часть грузинских жителей вернулась в приграничные районы, однако это явление никогда не было массовым — за 25 лет с окончания войны вопрос возвращения беженцев так и не был решен.
Сегодня реалии Абхазии таковы: в республике живет порядка 240 тыс. человек. Из них более 80% имеют российские паспорта и, соответственно, право на российскую пенсию, которая, надо заметить, в разы больше грузинской.
Небольшое количество обладателей грузинских паспортов — этнические грузины из приграничного с Грузией Гальского района — могут получать грузинскую пенсию. При этом все расчеты, начисления, выплаты и так далее осуществляются исключительно на территории Грузии.
Как видим, Грузия провела верификацию своих граждан с помощью паспортизации, работает с гражданами только на подконтрольной территории. К тому же речь идет об очень небольшом числе грузинских пенсионеров, а не о сотнях тысяч, как в случае с ОРДЛО, и, соответственно, о малых суммах, которыми невозможно заинтересовать махинаторов. Если в Абхазии и есть проблемы злоупотреблений и «пенсионного туризма», то только в отношении выплат из России, но это уже совсем другая история.
В итоге не только «реклама со Стусом», но и «грузинский кейс» на поверку оказываются скорее спекулятивными, чем отвечающими реалиям Донбасса.
Самое печальное, что от этого страдают в первую очередь донбасские пенсионеры. Не манипуляции и эмоции, а ответ на вопрос, как именно, с помощью какого механизма выдать пенсию персонально каждому старику и инвалиду в ОРДЛО, должен быть приоритетным для правозащитников. Но кампания, судя по содержанию ситилайтов в правительственном квартале Киева, не об этом.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.