Не прошло и трех лет, как Генпрокуратура, наконец, разродилась оглашением официальных претензий Виктору Януковичу, решив разбираться с ним в судебном порядке. Сегодня, 4 мая, в Оболонском районном суде Киева стартует заочный процесс о его государственной измене, который продлится несколько месяцев и который генпрокурор Юрий Луценко уже поспешил провозгласить чуть ли не самым справедливым и честным процессом в истории украинского судопроизводства.
Если худшие опасения многих юристов относительно качества подготовки самого обвинения, а также процессуальной части в суде подтвердятся (а пока все похоже на то), то Украина вновь может оказаться, мягко говоря, не в самом приятном для себя положении. И тогда наряду с сомнительными «успехами» в череде судов по другим важным делам особого значения (здесь и недавний суд в Гааге, и плохо прошедшие для нас суды против «Газпрома» в Лондоне, и по госдолгу перед Россией, а также отечественные суды, отказавшиеся признавать
даже факт российской агрессии, ответственные за все это Генпрокуратура и Минюст могут пополнить свою копилку еще одной «Пирровой победой» – теперь и над Януковичем.
Юридический капкан
Судите сами: группу адвокатов, которые сейчас работают у Януковича, давно и не без оснований считают одними из лучших асов в делах уголовного и международного права. Это те самые юристы, которые выиграли серию процессов в западных инстанциях (а там вопросы не решаются ни за деньги, ни через телефонное право, как в нашей стране). Причем выигрывают они, наверное, по одному из самых трудных политических дел, которые сегодня слушаются в европейских судах.
Свежий пример: в сентябре 2016 года адвокатам Януковича удалось добиться ряда решений в Европейском суде, по которым с него и членов его семьи была снята часть санкций. В итоге, Совет ЕС,
согласно решению суда, вынужден был внести изменения в свои санкционные списки.
В октябре 2016 г. стало известно и о серьезных неприятностях с апелляцией украинских юристов в Суде правосудия ЕС по части возмещения нашей страной юридических расходов Януковичу на сумму 6 млн. 378,4 тыс. грн., которую затратили его адвокаты
на судебные издержки против Украины (Апелляцию от украинского государства евросуд просто не принял. Оцените мастерство этих юристов: сейчас окончательно вступило в силу решение высшего суда ЕС, по которому украинское правительство обязано возместить всю эту сумму Януковичу как частному лицу, ввиду того, что оно (наше правительство) попыталось неправомерно вмешаться в процесс, который Янукович вел по части снятия евросанкций с себя. И, как сказано в вердикте, госбюджет Украины должен понести не только «расходы в связи с неудачным вступлением в процесс, но также и расходы в связи с неудачной попыткой апелляции».
Еще пример. В прошлом году тем же адвокатам удалось
добиться изъятия Януковича из баз данных розыска Интерпола, где он находился в течение полутора лет до того по запросу Украины. Теперь бывший президент Украины имеет формальное право свободно передвигаться по миру и к нему не будет претензий у международных инстанций…
В отличие от адвокатов Януковича, юристы, делегируемые по этим делам нашей ГПУ и Минюстом в евросуды, проваливают дела одно за другим. Иначе, как большим системным провалом по данной теме все происходящее и не назовешь. Чего здесь больше – просто неграмотности юридических служб и департаментов этих ведомств, кадровых и управленческих просчетов или есть серьезные проблемы в самой системе управления – можно только догадываться. Но в свете всего этого трудно отделаться от мысли, что нечто подобное нас ожидает снова – в рамках очередного «процесса века».
Дело в том, что еще до начала процесса против Януковича в Оболонском райсуде Киева, опираясь на ряд уже допущенных процедурных противоречий, а также порой и на традиционно повышенную словоохотливость по данной теме у Луценко, и у его зама, главного военного прокурора Анатолия Матиоса, адвокаты бывшего президента уже поспешили объявить о том, что готовы оспаривать решение Оболонского райсуда в международных инстанциях. В том числе и в Европейском суде по правам человека.
Итак, где могли быть уже допущены явные просчеты? Насколько можно судить уже сейчас, адвокаты экс-президента, например, без труда смогут апеллировать в западных инстанциях уже сам факт подозрения, озвученного Луценко в прямом эфире (когда шел процесс по делу «Беркута»). Куда более весомой претензией, по которой также можно будет опротестовывать решение украинского суда (каким бы оно ни было), станет и фактически отказ прокуратуры от идеи полноценного допроса Януковича – хотя бы в режиме видео-связи.
Кроме того, уже видна и целая масса процедурных недоработок, за которые адвокаты Януковича тоже ловко смогут ухватиться. Например, они будут иметь все основания доказывать, что нашей Генпрокуратуре были искусственно созданы условия для вынесения приговора именно Януковичу. Ведь, как известно, ВР дважды (в мае 2016 и марте 2017) принимала поправки в УПК в части заочного осуждения.
При этом все официальные лица страны многократно высказывались, зачем это все делается на самом деле. Тогда как в Европе эти самые нормы, мягко говоря, уже стали поводом для беспокойств.
Общеизвестно также, что Луценко и Матиос не раз публично высказывались относительно сроков вынесения и даже содержания будущего обвинительного приговора суда, который пока все-таки никакого решения еще не принял. И, конечно, это будет еще одним бонусом в копилку адвокатов, когда они будут доказывать в евросудах факты открытого давления на правосудие в Украине.
Конечно, европейцы все понимают. И немного даже сочувствуют Украине, где-то закрывают глаза. Но вот буква закона в европейских судах – превыше всего. Там вообще не работают привычные для украинских реалий политический пафос и прочие словесные банальности.
Именно поэтому юристы Януковича сегодня выигрывают у Украины суды в Европе один за одним, тогда как наши профильные чиновники на данный момент снова даже не подозревают, какие ловушки они сами себе уже расставляют.
Вообще, сам факт суда без допроса Януковича может ощутимо вернуться «обраткой» по кураторам процесса еще и политически. И вправду, как так – суд по такому важному делу проходит заочно, причем вообще без свидетельских показаний от подозреваемого? Ведь в конце прошлого года у Святошинского райсуда Киева и ГПУ был наработан отличный опыт допроса Януковича по делу «Беркута», в режиме видео-конференции. В итоге мы увидели детальный разбор одного из важнейших аспектов событий зимы 2014 г. А общество получило свободный доступ к важной информации из первых уст. Разве это плохо? Ведь таковы базовые принципы и логика правосудия во всем цивилизованном мире.
Может, для кого-то эти многочасовые судебные прения были скучны и малопонятны, но вот для тех, кто ведет гражданские и журналистские расследования событий на Майдане, для всех кто интересуется темой глубоко (например, родственники «Небесной сотни» да и просто все бывшие участники Майдана), а также для юристов и просто неравнодушных граждан это все-таки была уникальная возможность услышать массу новой и полезной информации.
Если бы и этот процесс проходил в некоем схожем формате (ведь сам Янукович официально объявил, что готов общаться и с судами, и со следователями в том же режиме), то новый процесс мог бы пролить свет и на какие-то другие значимые факты. Не только по событиям зимы 2014 г., но и, возможно, по коррупционным схемам в высших эшелонах власти. Причем, не только во власти прежней, но и в среде тех, кто остался «на схемах» внутри власти теперешней.
Теперь Януковичу и его юристам просто грех будет не воспользоваться таким подарком от ГПУ в европейских судах, да и просто в публичных заявлениях: они будут сплошь и рядом говорить, что нынешняя власть по каким-то причинам испугалась публичного допроса экс-президента, что она опасается раскрытия каких-то важных для Украины и всего международного сообщества фактов. А нынешний процесс в украинском суде будут называть обыкновенной пиар-кампанией, среди задач которой в том числе прикрыть провалы по массе других резонансных преступлений. Включая расстрел «Небесной сотни».
Судейская коллизия
Любопытно, что судить Януковича будет тройка судей под руководством главы Оболонского райсуда Владислава Девятко. По иронии судьбы, именно этот судья успел прославиться в целой массе скандальных дел и при прошлой, и при нынешней власти. Когда Янукович еще был в Украине, этот судья выносил одни из самых жестких приговоров против активистов Майдана. Можно сказать, что в те времена, как и, наверное, сейчас (ведь не зря же столь важное дело направили именно сюда), Оболонский райсуд играл роль одного из основных судебных «полигонов», на котором без лишних проволочек властям на потоке удавалось проталкивать нужные им и наиболее жесткие приговоры.
Например, в конце января и в начале февраля 2014 г. именно судья Девятко вынес постановление о лишении на 3 месяца водительских прав двум лицам во время автопробега к резиденции «Межигорье». В январе 2014 г. этот же судья выбирал меру пресечения – два месяца СИЗО – Алексею Салыге, проходившему по так называемому делу «Крепостного переулка». Как стало известно позже, майдановцы тогда развозили протестующим воду и дрова, и их случайно остановил «Беркут». Силовики жестко избили и унизили протестующих, но после заявили, что это активисты первыми напали на правоохранителей. 25 января, в самый разгар событий на Майдане, Оболонский суд вынес решение арестовать на два месяца 17 автомайдановцев, а еще двум определил домашний арест. После этого суд инкриминировал им организацию массовых беспорядков и хулиганство, за что им уже реально грозило 12 лет тюрьмы.
В 2016 году активисты «Автомайдана» приезжали «в гости» к судье Девятко в Оболонский суд, требуя от него признаться в принятии в 2014 году неправомерных решений. Но общение не удалось и дальше беседы на повышенных тонах ситуация не продвинулась.
Однако и при новой власти Оболонский суд не изменил традициям. Например, именно здесь без лишних проволочек были приняты все самые жесткие вердикты по делу бойцов «Торнадо», чего и добивался военный прокурор Матиос, курировавший это дело.
Любопытно, что в последнее время в отношении судей, которые будут судить Януковича, начались какие-то явные странности. Так, по персоне Девятко сейчас активизировалось разбирательство в дисциплинарной палате Высшего совета правосудия, куда тот уже третий раз не является на рассмотрение дела против себя, продолжая убеждать коллегию переносить заседания. 25 апреля (то есть почти за неделю до начала суда по Януковичу) тот же Высший совет правосудия внезапно увольняет судью Дмитрия Камбулова, который вместе с Девятко должен был вести этот процесс. Официальный предлог –
уход на пенсию.27 апреля в Оболонском суде заявили, что нашли ему замену и новым судьей в процессе станет Константин Васалатий.
Как бы там ни было, но среди наиболее осведомленных адвокатов поползли слухи о том, что сразу после старта процесса против Януковича стоит ожидать внезапной замены отдельных судей или даже всего состава. Правда, реальная подоплека этих странных перестановок в столь ответственном деле пока неясна – то ли кто-то из кураторов «сверху» так и не смог договориться с судьями по каким-то аспектам процесса, то ли служители Фемиды сами попытаются тихо выйти из процесса, опасаясь для себя репутационных или даже политических (скажем, спустя годы, после смены власти) рисков.
В любом случае, вся эта закулисная возня с судьями уже точно перестает быть томной. А коль так, в этой части тоже вполне могут случиться внезапные и неожиданные курьезы.
Главный аргумент
Если судить по тому, что зачитал в прямом эфире Луценко в подозрении на имя Януковича, а также что было в многочисленных комментариях близких к процессу лиц, основная часть обвинения будет строиться вокруг заявления Януковича в адрес Путина с просьбой ввести войска в Украину. Собственно, по этой причине Главная военная прокуратура и добивалась официального письма из секретариата ООН, включая фотокопию самого заявления беглого президента. В секретариате ООН этот документ был зарегистрирован еще в марте 2014 г. и это время спокойно висел на сайте организации. Неясно, почему лишь в январе этого года по запросу ГПУ он был передан Украине.
Что имеем в сухом остатке? Если этот документ действительно решено сделать главным доказательством вины Януковича, вокруг него будет строиться основная аргументация обвинения и он будет представлен как некий результат трехлетней кропотливой работы следователей, то… за этот процесс становится совсем грустно.
В последние месяцы многие юристы, эксперты и политики не раз высказывали недоумение в связи с тем, какие «уникальные» доказательства ГПУ собралась подавать на процесс. Ведь даже простому обывателю ясно, что с этой бумагой прокуроры морально, да и юридически запоздали – года на три, не меньше. Это весной или летом 2014-го еще можно было, вооружившись подобными доказательствами, запускать процессы в украинских или международных инстанциях. Но сегодня на дворе 2017 год и граждане Украины, наверное, хотели бы в куда более серьезного расследования и фактов.
Даже если не выходить за рамки сугубо обвинения в госизмене, к примеру, есть громкое убийство экс-депутата Госдумы РФ Дениса Вороненкова, которого многие наши официальные лица долго называли едва ли не ключевым свидетелем по делу Януковича, благодаря которому в Украине появились некие уникальные материалы. Но уже после убийства Вороненкова тут же зазвучали прямо противоположные заявления наших официальных лиц.
Мол, показания экс-депутата РФ вовсе не были так уж важны и так уж уникальны.
Что же касается самого письма Янковича на имя Путина в начале марта 2014-го, весьма любопытное замечание на этот счет сделал депутат от БПП Сергей Лещенко: «Инкриминируя Януковичу государственную измену, Луценко попал в логическую ловушку. Потому что государственная измена со стороны Януковича, которая заключалась в том, что он 1 марта 2014 г. написал письмо на Путина с призывом завести войска на территорию Украины, она могла заключаться только в том, если бы он на этот момент был президентом Украины… У Луценко не работает логика. Или с одной стороны он может обвинять Януковича в государственной измене только в том случае, если он признает легитимность Януковича по состоянию на 1 марта 2014 года. Иначе действия Януковича, то есть призыв к Путину – это просто призыв обычного гражданина, физического лица. И, очевидно, что на него Путин не должен никоим образом реагировать. Тогда государственная измена исчезает».
Лещенко также поясняет, что главе ГПУ вообще не стоило права зачитывать подозрение Януковичу: «Он, как генеральный прокурор, не имел права зачитывать этот документ. Потому что он создал Януковичу уникальную возможность подавать везде, в Европейском суде по правам человека, жалобу на действия Луценко».
И действительно, остается только догадываться, почему этот «процесс века» будет посвящен лишь одному и, признаем, далеко не самому важному обстоятельству из целой череды самых разных событий и фактов зимы 2013-2014 гг.? Неужели за эти три года следователям так и не удалось найти хоть какие-то доказательства, кто и как отдавал приказ стрелять в активистов и устраивать бойню на Майдане? Почему вокруг этого, куда более важного эпизода тех дней, обвинение вообще не собираются выстраивать?
Более того, на вооружение, по сути, взята стратегия, при которой гособвинению придется доказывать в суде порой и просто взаимоисключающие вещи. Скажем, если Янукович, написав письмо Путину, совершил госизмену как президент, то как тогда быть со всеми решениями Верховной Рады в конце февраля и начале марта 2014 г.? Кем тогда были политические фигуры, которые уже к тому моменту назывались «исполняющими обязанности» (в том числе, и обязанности президента Украины), другие временные высшие должностные лица, которые взяли на себя властные полномочия с 22 февраля?
Если на начало марта 2014 г., когда письмо было направлено Путину, Янукович еще был президентом, то кем тогда должны быть все участники заседания Совета национальной безопасности и обороны 28 февраля, принявшие ряд важных решений, в том числе, по ситуации в Крыму? Свидетелями? Или может подозреваемыми? Просто любопытно: мы снова имеем проблемы с грамотной проработкой вопроса или кто-то таким вот нехитрым способом намеренно закладывает юридическую мину под все нынешнее руководство Украины?
Загадка в полтора миллиарда
Как бы там ни было, но даже в теме недавней конфискации «миллиардов Януковича» вдруг начала всплывать масса явных нестыковок. Как выяснилось почти тут же, это оказались не совсем миллиарды и, по правде сказать, не совсем Януковича.
И вправду, если бы эти средства принадлежали бы Януковичу, то зачем ему, покинувшему Украину, держать их было в гособлигациях нашей страны? Ведь сейчас, в жесткой финансовой турбулентности в стране, украинские ОВГЗ считаются едва ли не самым рисковым инструментом. И если это были бы активы «семьи», то зачем ей было держать их прямо под носом у фискальных служб, прокуратуры и СБУ, причем, в главном госбанке страны? Неужели за три года их так трудно было бы конвертировать в валюту (ведь нам рассказывают о массе подставных фирм) и просто вывести в одну из офшорных гаваней подальше от Украины? Одним словом, теперь уж точно ясно, почему обещанных «десятков миллиардов долларов Януковича», о которых так много говорилось в течение этих трех лет и которые вот-вот будут конфискованы, Украина вряд ли вообще когда-нибудь дождется.
P.S. Итак, чего бы на самом деле хотелось от этого процесса? Уж точно не пиара отдельных персон и не малосодержательного информационного шума, который в итоге может выйти для Украины боком. Напротив, хотелось бы действительно грамотного, прозрачного и серьезного судебного разбирательства – и не по какому-то частному случаю, а по всему спектру вопросов, которые накопились у общества лично к Януковичу. К большому сожалению, что касается ответа на ключевой вопрос – кто и зачем расстрелял Майдан, – по какому-то странному стечению обстоятельств он вообще может быть тихо выведен за скобки процесса.