Наталья Агнищенко: гендерные аспекты трудового законодательства Украины: часть 3
Анализируя гендерные аспекты проекта готовящегося ко
второму чтению украинского Трудового кодекса, нельзя обойти вниманием самый
нашумевший во время первого чтения вышеуказанного проекта пункт, а именно:
отказ депутатов включить в перечень не подлежащих дискриминации характеристик
наемного/ой работника/цы сексуальную ориентацию.
Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так
грустно: более десяти лет штурмуя остатки социальных гарантий в ошмётках
действующего ТК, крупный бизнес Украины вполне себе был согласен на включение
сексуальной ориентации в декларативный антидискриминационный список
обязательств перед трудящимися. И вот, двигаясь по прямой к евроинтеграции, у
которой по поводу трудового законодательства четкий запрос на защиту
сексуальной ориентации, вдруг происходит «от ворот поворот» - защитим, так
сказать, наши духовные ценности.
Давайте внимательно рассмотрим, что за мотивы побудили
депутатов внезапно отказаться от двух слов в проекте ТК, столь важных для их
европейских деловых интересов и, на первый взгляд, не затрагивающих самые
важные духовные ценности наших олигархов – деньги? А заодно посмотрим, а почему
эти два слова столь принципиальны Евросоюзу? В рекомендациях Международной
организации труда фигурирует очередное упоминание о необходимости включить
сексуальную ориентацию и беременность в список недопустимых дискриминаций.
Почему защита прав сексуальных меньшинств постоянно
мелькает в актуальной политике первого мира, почему Европа и Америка, несмотря
на немалое количество любителей «скреп», периодически устраивающих массовые
убийства в защиту своих «духовных ценностей», всё-таки вынуждены бороться за
изменение представлений о том, что такое семья как базовая ячейка общества? И
какое всё это имеет отношение к трудовому праву?
Посмотрим на вопрос со стороны, неоднократно упоминаемой
борцами с «гомодиктатурой» - со стороны национальной. Национальное как понятие
возникает на промышленном перекрестке истории. Летописец Киевской Руси,
перечисляя племена, дающие киевскому князю дань, такого понятия не имел. И
протопоп Сильвестр, строчивший в затертом тысячапятисоткаком-то году «Домострой»
в соборе московского кремля, имел понятие лишь о хозяйстве феодальной семьи,
устроенной, к слову, совершенно иначе, нежели семья современная, называемая нуклеарной,
т.е. ядерной (папа-мама-ребёнок). В отличие от феодальной расширенной семьи, включающей
поколения и цепочки родичей, базирующейся на натуральном хозяйстве и требующей
кропотливой организации производства продуктов питания и одежды для самообеспечения,
современная семья встроена в глобальную экономику, вкладывает деньги по
кредитной системе в жилье, образование, медицину, транспорт и прочие блага
цивилизации. «Домострой», впрочем, не имеет понятия не только о национальности,
но и о сексуальной ориентации. В это трудно поверить, но сексуальная ориентация
не влияет на функционирование натурального хозяйства. Кстати, толкование
«содомского греха» как порицание сексуальной ориентации «притянуто за уши» -
речь идёт о нарушении важнейшего для древнего мира законе гостеприимства и о
сексуальной агрессии толпы, а психология толпы ни при каких обстоятельствах не
совпадает с психологией индивида. Словосочетание «содомский грех» как
агрессивное массовое желание распорядиться телами «чужих» порицает всякую травлю
с применением непосредственной сексуальности. Эпизодом
позже в этой библейской истории дочери Лота совершают поступок, немыслимый для
современной морали, и это текстуальное обстоятельство лишний раз подчеркивает
историчность этических норм и их изменение вместе с меняющимся человеческим
обществом.
Итак, на промышленном перекрёстке истории, вместе с
возникновением товарного производства, банковского капитала, системы права,
класса наемных работников (из которого исключаются женщины, о чем мы говорили
ранее) возникает национальное государство со своим национальным языком,
национальной экономикой, национальной армией и национальной культурой. Именно тогда в правовом смысле возникает
сексуальная дискриминация женщин, чья сексуальность отныне становится еще
одной базой для получения максимальной прибавочной
стоимости.
Тогда же, вместе с массовым развитием школ-пансионатов,
возникает и сексуальная дискриминация детей, преследуемых отныне за мастурбацию
как мировое зло и смертельное заболевание (в девятнадцатом веке существовало
немало брошюр с изображением гибели молодого цветущего юноши, за несколько
месяцев превращающегося в развалину по причине онанизма). Да, конечно же, это
была дискриминация мальчиков, поскольку девочки к получению образования, дававшего
профессию и место в экономике, допущены не были. Не удивительно, что вслед за
мастурбацией началось правовое преследование мужской гомосексуальности,
вылившееся в уголовные статьи за мужеложство, удивительно похожие в столь
разнообразных национальных правовых системах.
Сравнительный анализ
правовых норм, касающихся национального использования сексуальности, не даст
нам того богатства различий, которое можно почерпнуть в сравнительной
антропологии находящихся ныне на первобытной и родоплеменной стадии островных человеческих
сообществ. В отличие от их церемонных систем табу, за нарушение которых
полагаются человеческие жертвы, правила национальной сексуальности непреложны
только для бедных. В первую очередь для бедных
стран периферийного капитализма, чья экономика находится в прямой зависимости
от метрополий.
Нынешнее правительство и парламент с этими фактами
политэкономии сексуальности знакомы не понаслышке, а органически, преимущественно той точкой
организма, которой в основном у них принимаются важные решения. Поскольку
Украина бедная страна и достигнуть уровня развития экономики тринадцатого года
она сможет лет через 25, по оценкам
правительственных экспертов, то и правила игры должны быть для бедных – строгая
пуританская мораль и никакой сексуальной ориентации. Как в том анекдоте про
Васю-сантехника, который пришел к врачу с вопросом «гей ли он, если испытывает
влечение к мужчинам», и получил встречный вопрос о своем социальном
благосостоянии.
Некоторые современные социологи считают категорию
«национальное» воображаемым понятием. Введён термин «воображаемые сообщества»,
поскольку очевидна унификация правовых моделей национальных государств, в
зависимости от уровня развития их экономики. Различается, на первый взгляд,
только костюм, используемый для этнических танцев: национальное качество
продукции, например, просто эвфемизм для обозначения хорошего качества как
основания «национальной гордости».
Но различия – это база для развития культуры. Компенсируя
правовую унификацию и единообразие гендерного устройства, век товарного
производства стал веком создания национальных языков, получивших нормированные
литературные варианты благодаря созданию и развитию национальных литератур. Национальная
культура – это произведения искусства на национальном языке, в том числе художественном,
пластическом, спортивном. Произведения искусства создаются трудом людей,
впитавших каждый аспект национальной жизни – языковой, территориальный,
экономический, этнический, религиозный, классовый, расовый и так далее. Они не
воображаемы, и каждое требует вложений национальной экономики, и каждое питает
ее развитие.
Сексуальная ориентация является ресурсом воспроизводства
национальной экономики, построенной на грубой эксплуатации (так называемый
первичный, дикий капитализм). Запрет на свободу сексуальной ориентации знали
все страны «первого мира», и отмена этого запрета – знак успешного развития национальной
экономики и культуры, которая может себе позволить заявить об унификации своих
стандартов.
Украинские депутаты видимо хорошо знают анекдот про
сантехника Васю и считают, что украинцы не могут себе позволить быть геями. Почему
же при этом допускается стандарт гендерного равенства? Дикий капитализм с
успехом набрал на слогане «свобода, равенство и братство» начальный капитал.
Видимо, слово равенство исторически так пахнет деньгами, что его никаким гендером
не перешибешь – так чувствуют своей точкой принятия решений украинские
депутаты.
Подытоживая наше изучение гендерных аспектов проекта
украинского Трудового Кодекса, следует отметить, что украинские трудящиеся не
мечтают следующие двадцать пять лет проводить в условиях сверхэксплуатации
дикого капитализма с его пуританской моралью для бедных. Нас не устраивает
озабоченность олигархов нашей моралью – это плохой знак того, что платить будут
еще меньше, задерживать зарплату еще бессовестнее, а на все вопросы «где
деньги» мы будем слышать о «духовных ценностях».
Нет принятию рабского Трудового кодекса! Даёшь культуру,
построенную на национальном богатстве языка, не прикрывающем фиговыми листиками
псевдодуховности запланированную бедность рабочих.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.