Об истории, политике и плохих учениках

18 грудня 2015, 08:08
Власник сторінки
Публицист, философ, историк
0
Об истории, политике и плохих учениках

В то время как Россия приютила у себя около 2,5 миллионов наших соотечественников, «Польша не предоставила статус беженца ни одному украинцу».

«История хорошо нас научила, что когда ссорятся украинцы и поляки, выгоду получает кто-то третий», - заявил буквально на днях Петр Порошенко во время совместной пресс-конференции с президентом Польши Анджеем Дудой. Кого именно он подразумевает под «кем-то третьим» глава Украинского государства расшифровывать не стал. Но, думается, никакой загадки тут нет. Против кого теперь «дружат» и собираются «дружить» дальше Порошенко и Дуда, они не скрывают.

На той же пресс-конференции оба президента объявили о намерении продолжить борьбу против реализации проекта «Северной поток», чтобы «противиться газовому давлению России». Оба они выступают за продление антироссийских санкций ЕС.

Впечатляет, что Петр Алексеевич ссылается на то, что «история научила». В связи с этим и хотелось бы напомнить о некоторых исторических фактах.

Еще тысячу лет назад, во время борьбы за киевский великокняжеский престол, разгоревшейся после смерти Владимира Святославича между его сыновьями, один из претендентов – Святополк решил воспользоваться польской дружбой и обратился за помощью к польскому князю Болеславу.

Болеслав, конечно, в помощи не отказал. По дружбе. Но мимоходом отхватил у Руси довольно приличный кусок территории – так называемые «червенские города». Эти земли Ярославу Мудрому с трудом удалось вернуть почти полтора десятилетия спустя. Но и в дальнейшем поляки претендовали на них.

В ХIV веке, когда раздробленная Русь не успела еще оправиться от монголо-татарского нашествия, наши польские «друзья», воспользовавшись сложившимся положением, захватили Галицию и часть Западного Подолья. С тех пор галичане попали под многовековой национальный гнет, последствия которого и сегодня сказываются на их менталитете.

Большая часть нынешней территории Украины отошла тогда под власть другого завоевателя – Великого княжества Литовского. Однако и Литва не избежала польской «дружбы». Обе страны постепенно сливались в одно государство. В середине ХVI века, воспользовавшись бедственным положением уже и Великого княжества Литовского, поляки навязали ему Люблинскую унию, по условиям которой Подолье, Волынь и Среднее Приднепровье (то есть нынешние Правобережная и часть Левобережной Украины) из литовской части объединенного государства переходили в состав польской.

Вот тогда местное население ощутило на себе полномасштабное национальное угнетение. Что и вызвало в конце ХVI-го – первой половине XVII веков целый ряд восстаний, а в середине ХVII века привело к полномасштабной Освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого.

Как известно, война та закончилась воссоединением Малой и Великой Руси. После смерти Богдана Хмельницкого Польша перетянула на свою сторону нового гетмана – Ивана Выговского, который  развязал в родном краю междоусобную войну. Правление сего польского приспешника открыло в нашей истории период, называемый Руиной.

Руина стала причиной раздела Малой Руси. Левобережная её часть вместе с Киевом осталась за Россией, Правобережная – за Польшей. И вот что «странно»: обитатели Правобережья беспрестанно стремились избавиться от владычества наших польских «друзей» и перейти под власть, как нас учат сегодня, наших русских «вековечных врагов и угнетателей». Восстания сотрясали малорусскую часть Речи Посполитой и, в конце концов, стали одной из причин крушения Польского государства.

Польша была разделена на части, а все малорусские (украинские) земли, кроме западных, воссоединились с Великороссией, к немалой радости подавляющего большинства их обитателей.

Русско-польское противоборство при этом продолжалось. Польские деятели поспособствовали становлению украинских организаций в Галиции. После революции 1917 года, будто бы поддерживая Симона Петлюру с его лозунгами независимости, Юзеф Пилсудский добился от него согласия на передачу Польше Галиции и части Волыни.

Вот и сегодня очень похоже, что подыгрывая русофобским настроениям нынешних украинских руководителей, польские политики стараются не для нашей страны, а для себя. Кстати сказать, Анджей Дуда уже заговорил о том, что Галиция и Западная Волынь это якобы «исторические польские земли».

И ещё. Как недавно заметил соучредитель Комитета Спасения Украины Владимир Олейник, в то время как Россия приютила у себя около 2,5 миллионов наших соотечественников (в большинстве своем беженцев с Донбасса), «Польша не предоставила статус беженца ни одному украинцу». Это ведь очень показательно.

Всё вышеизложенное, конечно, не означает, что Украине не нужно сотрудничать с Польшей, налаживать с ней добрососедские отношения. Безусловно, нужно. Но украинским политикам следует быть очень осторожным, когда кто-то в Польше подстрекает их к русофобским действиям. Украинская русофобия может быть выгодна части польского политбомонда, но ни в коем случае не Украине. Об этом свидетельствует история. Та самая история, которая, может быть, и учила чему-то Петра Порошенко. Да только, учеником он, судя по всему, оказался плохим.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: Россия,Украина,Польша,Порошенко,Богдан Хмельницький,Анджей Дуда
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.