Энергосбережение, как средство защиты от заоблачных тарифов

16 жовтня 2015, 08:55
Власник сторінки
0
48

Если премьер думает, что субсидии решают все коммунальные проблемы украинцев, то он крупно ошибается. Население самостоятельно начало решать вопросы снижения потребления газа

Дотирование населения в таких масштабах, как это делает Кабмин – примерно 30% от всего госбюджета – нет ни в какой другой стране. Правительство перепутало свои функции – завышает непомерно тарифы, а потом жалея дает помощь. А где же мотивация к энергосебережению? Кредиты правительства на утепление домов это еще не решение вопроса. Украинцы экономят только потому, что тарифы громадные, а не потому что надо беречь ресурсы. К тому же гигантский рост тарифов по прогнозам экспертов уже в будущем году приведет к резкому снижению платежеспособности потребителей и проиграет от этого государство. Более того, определенные слои вообще не будут платить за комуслуги. Украинцы ищут возможности как менее всего платить за газ и свет и все чаще обращаются к вопросу энергосебережения. Данная тема становится популярной и не за счет эффективной работы министерств и ведомств, а исключительно за счет роста тарифов. Тем не менее эксперты отмечают, что перспективы в вопросах повышения тарифов для страны есть. И шансы уменьшить потребление газа, а вместе с тем и затраты на его приобретение есть. Начинать нужно как раз с утепления зданий, которые даст экономию в 20-30%, говорят эксперты. К тому же многие украинцы уже начали отказываться от обогрева жилищ газом, используя альтернативные виды топлива. «Те, кто смогут себе это позволить, откажутся от газа в пользу твердотопливных котлов, а те, кому это будет не по средствам, вернутся к «дедовскому способу» – к печам. Это будет в любом случае дешевле, чем использовать для отопления газ» – говорит директор энергопрограмм Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский.

Эксперты альтернативой газу видят не дрова и уголь, а солнечную энергию. Но на все это требует значительных финансовых вливаний, которых у населения нет. Безусловно, считают аналитики, тарифы со временем бы повышались, но делать это нужно было постепенно, а не в таких условиях и так резко. На фоне экономического спада и девальвации гривны, повешение цены на газ в несколько раз очень сильно ударило по карману украинцев. Сопредседатель Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич считает, что «Эффективно было бы повышать тарифы постепенно, на 20-30% в год при относительно стабильном курсе валюты – это важно, потому что у нас много импортируемых энергоресурсов, и при росте реальных доходов населения. Тогда бы люди платили, и можно было бы привлекать ресурсы к энергосбережению. А сейчас для людей это своеобразная шоковая терапия: счет за коммунальные услуги в 2,5 раза выше, чем в прошлом году, а реальные доходы, по данным Госстата, снизились на 30%». Все это приведет к увеличению задолженности по оплате ЖКХ и пока нельзя сказать насколько эффективны субсидии, предоставляемые государством.

Могут ли потребители рассчитывать на снижение тарифов – скорее всего нет, поскольку повышение цен на газ и свет были более политическими решениями Кабмина, чем экономически обоснованными. Подтолкнуть правительство к пересмотру может только усугубление неплатежеспособности населения на фоне его полного обнищания. Тогда правительство будет вынуждено пересчитать соотношение уровня тарифов и доходов украинцев. А пока население разделилось на два лагеря. Одни потребители газа всеми возможными способами стремятся снизить энергопотребление жилища, не надеясь на субсидии. Другие штурмуют собесы в надежде получить помощь государства, которое и повысило до заоблачных высот цены на комуслуги. 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.