Коррупция, которую мы выбираем

30 березня 2015, 10:13
Власник сторінки
Голова Правління ГО "Перспективи Києва"
0

Коррупция сопровождает нас на протяжении всей жизни. Она принимает нас при рождении руками медика, получившего деньги от встревоженных родителей.

Она провожает нас в последний путь деньгами, заплаченными за место на кладбище. А в промежутке – устройство в нужный садик, школу, ВУЗ, взятки врачам, чиновникам, снова врачам, гаишникам, судьям. Тех, кто ведет свое дело, коррупция жалует особо: во время одного из частных опросов из 100 представителей малого бизнеса 98 признались, что им приходилось платить незаконные поборы. Двое оставшихся открыли бизнес  за две недели до опроса и заплатить еще просто не успели.

Американские исследователи провели интересную параллель между уровнем коррупции, формой общественного договора, действующего в стране, и ценами на энергоресурсы. Оказалось, что коррупция наиболее распространена в патерналистских государствах, обладающих большими запасами углеводородов. Объясняется это так. При патерналистском устройстве общества государство гарантирует каждому гражданину, что он получит определенный (как правило, минимально достаточный) набор благ и ресурсов по низкой цене или вовсе бесплатно. За это граждане закрывают глаза на любые действия власти, в том числе, на уровень коррупции в стране. При чем здесь нефть и газ? Как правило, экспорт именно этих ресурсов позволяет государству соблюдать свою часть общественного договора. Из постсоветских стран патернализм наиболее ярко проявлен в России, Туркменистане и Украине. В м году отменили раздачу бесплатного бензина автовладельцам (сейчас он стоит там 22 цента за литр) и газа всему населению (сейчас он стоит около 8 долларов за тысячу кубометров). Характерно, что население встретило эти действия правительства крайне враждебно. «Это геноцид», «такое могло случиться только в Туркмении» - наиболее мягкие комментарии из интернета. За дешевый ресурс туркмены долгие годы платили своему руководству безграничной лояльностью. Естественно, никому в голову там не могло прийти поинтересоваться, как распределяются доходы от экспорта нефти и газа, почему тот или иной чиновник назначен на хлебную должность. Пока общество получает дешевые ресурсы, все остальное его не волнует. Похожая ситуация в еще одной энергоизбыточной стране – России. Там тоже очень сильны феодально-монархические традиции. Поэтому россияне безропотно приняли назначенного им сверху преемника Ельцина, а последующие годы высоких мировых цен на нефть убедили их в том, что правитель удачный. Плюс российские власти умело сформировали общественный запрос на «великую державу», которая не просто доминирует в своем регионе, но и прирастает землями за счет соседей. На данный момент этот запрос полностью удовлетворен, а значит, россияне нормально воспримут снижение уровня жизни и не станут спрашивать у своего президента, почему его называют одним из самых богатых людей в мире.

Украина до сих пор остается ярко выраженной патерналистской страной с аномально высоким уровнем коррупции. До 40% ВВП производится в тени, редкий судья живет на одну зарплату, 90% украинцев не испытывают особого дискомфорта при мысли дать (получить) взятку. Классическая цитата «чтоб ты жил на одну зарплату!» до сих пор вызывает сочувственный смех. Все крупные состояния в Украине нажиты с использованием коррупционных схем.

При этом почти половина населения является получателем тех или иных видов социальных выплат, льгот или помощи. Помощь от государства у нас назначается не персонально тем, кто нуждается, как это делается во всем мире, а по категориальному признаку – судьям, шахтерам, депутатам, чернобыльцам и т.д. В годы экономического роста каждое правительство, каждый состав парламента считали своим долгом этот список расширить. А население с удовольствием играло в эту игру. Когда в начале 2000-х депутаты ввели помощь одиноким матерям, их в стране насчитывалось около 25 тысяч. За несколько лет действия помощи количество одиноких матерей увеличилось до 750 тыс. Как показала практика, люди специально не оформляли брак, чтобы получать деньги от государства. Спрашивается, кому мы помогаем таким милосердием? Институт семьи разрушается, люди годами сидят на пособиях по безработице и малообеспеченности, при этом многие из них получают неофициальные доходы. Очень часто пока один из членов семьи работает за рубежом, его семья сидит на одном или нескольких из многочисленных пособий. Чтобы быть таким щедрым, государство должно собирать много налогов, усиливая давление на бизнес. Бизнес в результате или закрывается или уходит в тень, сокращая персонал. Число безработных получателей пособий растет. Это -- краткая формула нынешнего банкротства Украины.

Они будут брать, пока мы даем

Сегодня ослабленное коррупцией государство уже не может выполнять свою часть патерналистского общественного договора: зарплаты, пенсии и соцвыплаты заморожены, а цены и тарифы быстро растут. При этом антикоррупционного запроса со стороны общества как не было, так и нет. Точнее, есть запрос на искоренение коррупции в верхах власти. Отвечая на этот запрос, власть произвела карнавальное задержание двух чиновников средней руки прямо на заседании Кабмина. Через пару дней в полном соответствии с законами карнавала появилась информация, что задержанных отпустят, еще через пару дней – что их арестовали на два месяца. Словом, публике показали красочное шоу «мы боремся с коррупцией», не слишком заботясь о достоверности картинки. Публика, что характерно, восприняла постановку благосклонно. Так что на этом ритуальные пляски вокруг коррупции во власти не закончатся. Для подогрева интереса к теме арестуют еще несколько не слишком крупных коррупционеров.   

 Серьезная же борьба с коррупцией требует глобальной перестройки системы на всех уровнях. Наверху должны быть созданы правила игры, снижающие вероятность коррупционных действий. Все процедуры, связанные с закупками – предельно технологизированы, роль чиновника в них должна быть сведена к минимуму. Но законодательное обеспечение – только полдела. Кто-нибудь видел чиновника, который, находясь в здравом уме, добровольно откажется от безопасного коррупционного дохода? Он откажется от такого дохода только в условиях высокого риска коррупционных действий и гарантированного общественного осуждения. Почему в Европе политик или прокурор, который позволил кому-то оплатить за себя отель, немедленно уходит в отставку? Потому что он лишается доверия, он «замазан» в глазах общества.

У нас же какой-нибудь глава земельного департамента районной или городской администрации, главврач больницы, руководитель налоговой среднего звена, таможенник являются по определению очень обеспеченными людьми, и все об этом знают. Система коррупции напрямую кормит сотни тысяч людей. А еще миллионы – пользуются ее услугами. Заплатить за продвижение в квартирной очереди, за решение вопроса в суде, устройство ребенка в садик или школу не считается чем-то позорным, это просто один из видов платных услуг. Такая ситуация сложилась из-за долгого господства патернализма, когда за все отвечало государство, а обмануть его, решив свой вопрос, было доблестью в глазах окружающих. Теперь Украину ждет долгий и болезненный путь перераспределения ответственности. За себя, свою семью, будущее своих детей должен отвечать гражданин, а не государство. Последнее лишь обязано создать условия для реализации этой его ответственности.

Сейчас многие уверены, что перестройка общественного сознания и реальная борьба с коррупцией начнутся только с реформой местного самоуправления. Местным органам власти надо дать «столько полномочий и столько финансирования, сколько они смогут унести». И тогда люди перестанут обреченно кивать на Киев как рассадник воров, не дающих стране дышать. Все воры окажутся неожиданно близко, на поселковом, районном уровне, и на них можно будет влиять. Пройдет какое-то время, и у некоторых – сначала немногих – проснется ответственность за себя, свой дом, улицу, район. Эти немногие перестанут брать деньги или крупу за свои голоса (ведь те, кто их покупают, -- воры). Они начнут тратить свое время на контроль работы местной власти, объединяться для этого в общественные организации. Да, собственно, прослойка этих людей, пока очень слабая, уже зародилась в стране. Среди тех, кто выходил на улицы прошлой зимой, очень высок процент готовый отвечать за себя и страну. Очень постепенно, но мысль о возможности и необходимости контроля чиновников и депутатов дойдет до большинства.  Будут выбраны действенные и удобные формы такого контроля. И только вслед за тем начнется небыстрый, но стабильный процесс выздоровления общества от болезни «укради, пока не украл сосед». Процесс можно ускорить с помощью «восточной медицины», применяя жесточайшие репрессии против коррупционеров, вплоть до расстрелов на стадионах. Но без понимания каждым своей ответственности за себя и страну любые репрессии останутся карнавалом. На смену расстрелянным придут другие.

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: Украина,коррупция
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.