Аграрии Бессарабии со страхом смотрят в будущее
Аграрный комплекс на юге Одесчины во все времена был и является одним из ведущих сегментов экономики, а сегодня, на фоне упадка других отраслей экономики сельское хозяйство – наша «последняя надежда». Однако сегодня и в этой отрасли ко всем существовавшим ранее рискам добавились новые.
Во многих регионах посевная, сегодня, скажем так, под вопросом. На Бессарабии пока нет особых поводов для паники, но лишь благодаря тому, что предыдущий год для наших аграриев был очень успешным. Впервые за многие годы на Измаильщине было закуплено более 60 единиц новой сельскохозяйственной техники, в частности 34 новых трактора и 3 комбайна. Благодаря хорошему урожаю и перечню других благоприятных факторов, многие хозяйства ещё осенью смогли запастись средствами защиты, удобрениями и ГСМ по прежней цене.
Вместе с тем все понимают, что повода для оптимизма и победных реляций сегодня уж точно нет. Сельское хозяйство и до сегодняшнего дня находилось под постоянным налоговым и финансовым прессом. Только благодаря энтузиазму людей и везению удалось успешно завершить прошлый год. А вот о будущем сельхозпроизводители Бессарабии думают со страхом. Есть шанс получить хороший урожай зерновых и других культур на уровне прошлого года. Но как удастся его продать - вот в чём вопрос?
Люди понимают, что проблемы дадут о себе знать после уборочной кампании. Тут действительно есть над чем задуматься, учитывая, что все материалы (ГСМ, удобрения, средства защиты) выросли в цене в три-четыре раза. К примеру, тонна удобрений стоила 3,5 тысяч гривен, а теперь поднялась в цене до 13 тысяч. Дизтопливо подскочило в цене выше уровня бензина А-95 (когда такое было?). А теперь представьте уровень затрат аграриев на топливо для уборки урожая. Вопрос: по какой цене им придётся продавать свою продукцию, чтобы выйти на уровень рентабельности? И кто её купит по новой цене?
Пока государство о какой-либо помощи сельхопроизводителям даже не упоминает. Если так будет продолжаться и впредь, то прогнозы на осень просто пугающие…
Бессарабия располагает отличными климатическими условиями для выращивания овощей и многие годы нашей продукцией снабжались крупные рынки Украины и России. Сегодня наш регион завален турецкой и греческой продукцией, а оставшиеся производители овощей уповают на то, что из-за политической составляющей не будут закрыты основные рынки сбыта в России.
- Мы раньше активно занимались овощной группой, а также выращивали клубнику, - рассказывает измаильский фермер Дмитрий Добрев. – Однако рентабельность этого вида продукции упала, кроме того, оптовики потеряли к нашему региону интерес из-за отвратительного состояния трассы, цен на бензин, из-за чего приезжать в Измаил за продукцией стало невыгодно. Выход на европейский рынок с нашей продукцией, как бы хороша она не была – это нечто из области фантастики: он перенасыщен собственными овощами, и европейцы сами ищут новые рынки сбыта. Конечно, в этом плане они с интересом посматривают на Украину… Единственное, что покупается Европой в Украине – это рапс, пшеница и ячмень. Потому наше хозяйство переориентировал на эту продукцию, хотя она менее рентабельна, чем овощная группа. Если на овощах можно было зарабатывать деньги и развиваться, то сейчас мы работаем на выживание. И с немалыми рисками.
Нельзя сбрасывать со счетов то, что Бессарабия является зоной рискованного земледелия, в которой погодные условия не всегда благоприятствуют получению урожая. К примеру, прошлый год, в целом благоприятный для зерновой группы, оказался неурожайным для производителей рапса, - большая часть посевов не взошла. Сейчас эти аграрии попытаются перекрыть убытки, засеяв свои площади другими культурами (если, конечно, найдут для этого ресурсы). А теперь представим, что по каким-то причинам урожая снова не будет? Для кого-то такой поворот событий может обернуться крахом. А сегодня на сельхозпроизводителей свалились новые проблемы – в виде подскочивших цен на топливо, удобрения, средства защиты. Пропорционально этому возросли и риски получения урожая и возврата кредитных средств (речь идёт не только о банковских кредитах, ведь не секрет, что многие фермеры работают на займах). То есть, следует понимать, что не все изыщут необходимые деньги на материалы и часть урожая может просто погибнуть.
- У нас обязательства перед пайщиками, а потому сеять всё равно нужно, - говорит фермер Алла Стоянова. – Задача – рассчитаться с пайщиками. Что останется после этого – прогнозировать сложно, поскольку сформулировать себестоимость продукции для нас нереально. Мы не знаем, понадобятся ли фунгициды и другие средства защиты, в каких объёмах, и по какой цене их можно будет купить.
В свете существующих рисков кто-то из аграриев может просто уйти из этого бизнеса. А свято место, как известно, пусто не бывает… Крупные агрокомпании, которые приходят работать на землю, попросту «убивают» сёла, не вкладывая в их развитие ни копейки. Они не поддерживают объекты социальной сферы – школы, садики, Дома культуры, не ремонтируют дороги. Не лучшим для Украины вариантом являются и иностранные агрокомпании, которые уже сейчас начинают работать в Украине.
- Местный аграрий, работая у себя на земле, в своем регионе, так или иначе будет вкладывать деньги в развитие здесь, на месте, - говорит Дмитрий Добрев. - Он получил прибыль от урожая – попытается наладить переработку, какое-то более доходное производство, создаст новые рабочие места, так или иначе будет вкладывать деньги в развитие инфраструктуры села. Немец, работая на украинской земле, будет свою прибыль вкладывать не в украинскую экономику, - он эти деньги вложит где-то в Германии. Местным фермерам конкурировать с ним будет очень сложно, поскольку европейцы закупают у себя на очень выгодных условиях технику самого современного образца. А это, соответственно, способствует высокой урожайности, и многим другим факторам… Интересным примером для Украины и Бессарабии в частности может служить Сербия, которая занимает первое место в Европе по производству чернослива, второе – по выращиванию малины и десятое – по объёмам производства кукурузы. Так вот, здесь государство возмещает аграриям 90 % стоимости ГСМ (на сельхозработы), 50 % затрат на удобрения и фунгициды, а также выделяет дотации на каждый гектар обрабатываемой земли. Неудивительно, что на таких условиях сельское хозяйство будет развиваться… Собственно, на таких условиях аграрии работают во всём цивилизованном мире. В США вообще действует элемент плановой экономики в виде госзаказа. То есть фермер, который побеждает в том или ином тендере, получает заказ на выращивание конкретной культуры, в обозначенных объёмах, то есть полученный урожай государство затем гарантированно купит. Вопрос сбыта для агрария решён. А у нас сельхозпроизводители работают на свой страх и риск, без дотаций, без доступных кредитов. Сегодня банки выдают их под 50% годовых. Вопрос: это что нужно выращивать с таким уровнем рентабельности, чтобы гасить такие проценты по кредиту?
Можно только представить, какой мощный толчок нашим аграриям дала бы аналогичная поддержка со стороны государства. Взять тех же «тепличников» в Бессарабии. Им бы хоть какую-то помощь, чтобы они могли усовершенствовать производство овощей, к примеру - сделать его круглогодичным, - и сёла будут процветать. И нет никаких сомнений, что местные производители смогут успешно конкурировать и с турками, и с греками, и наверняка их продукция будет по гораздо более доступной цене. Но, к сожалению, единственное, что сегодня государство определило для наших аграриев – это налоги. Например, налог на дороги, в том числе, для сельхозтехники - комбайнов и тракторов, которые работают преимущественно в поле, а на дорогах практически не появляются… Словом, сегодня аграрии в Украине работают не благодаря, а вопреки. И понятно, что такая тенденция в конечном итоге даст трещину, за которой последует полный крах. И этот конечный итог может оказаться не за горами. И здесь следует понимать, что проблемами украинских аграриев не замедлят воспользоваться европейцы: они не только заполонят наш рынок своей продукцией, но ещё и придут работать на нашу землю. Вместо нас.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.