Необходимо искать новые нетривиальные пути.
Несмотря на то, что с помощью тотальной пропаганды население Украины превращают в нервозный сгусток ненависти ко всему, что не отвечает смыслам периферийно-колониального западного проекта «Украинство», а, прежде всего, к тем, кто продолжает считать украинцев, белорусов и русских триединым народом, братскими народами и т.д., лидеры сопротивления Донбасса сохраняют человечность и здравый смысл по отношению к их сегодняшним противникам.
Премьер-министр ЛНР Игорь Плотницкий заявил:
«Мы никогда не отказывались от Украины как от государства. Это - наш сосед. Останемся ли мы в составе Украины, зависит, прежде всего, от того, какая будет Украина. Украина нацизма, бандеровщины - это не наша Украина. В такой Украине мы не останемся никогда».
Сразу надо сказать, что сегодня предугадать, реинтегрируется ли Донбасс даже в совсем иную, нежели сегодня, Украину, т.е. Украину антифашистскую и дружественную России, невозможно. Решать это в любом случае будет народ Донбасса. И когда у «омайданеных» граждан Украины произойдёт катарсис, они покаются за содеянное и покажут, что готовы к искуплению, только тогда можно будет очень скромно поднимать вопрос о возможности какой-либо реинтеграции.
Однако исторические примеры относительно недавнего прошлого говорят нам о том, что народ, заражённый вирусом фашизма, не в состоянии излечиться сам. Немцы стали каяться в совершённых преступлениях только после того, как советская армия вошла в Берлин, а германское командование подписало полную капитуляцию. Именно капитуляция дала возможность хоть и не окончательно, но всё же провести в Германии процесс денацификации.
Но есть одна проблема. Схема денацификации, и это прекрасно понимали представители франкфуртской школы, разработавшие её, имела крупный изъян. Вытравливая из немцев агрессию, из них также вытравили и то, что называют «духом Шиллера» - немецкую самость, потенциал исторического творчества, если хотите. Закончилось всё тем, что нацизм никуда не делся, но ушёл в глубокое подполье и сохранился в Европе на уровне различных структур (в том числе и бизнес-структур) закрытого неоорденского типа. Примером тому может служить печально известная террористическая сеть «Гладио», которая, прикрываясь некими несуществующими «Красными бригадами», произвела политическое убийство Альдо Моро, не позволив тем самым прийти к власти в Италии левым партиям. Естественно, за «Гладио» стояли американские спецслужбы, но исполнители – плоть от плоти СС. Обыватели же превратились в консьюмерат – общество потребления, которое, как показывают уже современные примеры, очень легко с помощью СМИ переводится в состояние нацистской истерии.
Проблема такого подхода великолепно описана в произведении Энтони Берджесса «Заводной апельсин».
Слишком большая издержечность денацификации по лекалам франкфуртской школы приводит нас к мысли о том, что необходимо искать новые нетривиальные пути. Пути мягкие, без вытравливания украинской идентичности у тех, у кого она есть, но с плавным переводом её из рамки «Москалей на ножи!» к рамке, очерченной великим русско-украинским (общим для нас всех) писателем Николаем Васильевичем Гоголем в бессмертном произведении «Тарас Бульба». Архетипом нового украинца должен стать Остап, а не Андрий.
Однако модель «Остапа» (а это - Сидор Ковпак, Иван Кождуб и др.) хорошо подходит для центральной Украины и для части Юго-Востока, но она, конечно же, неприменима для Украины Западной. И дело не в бандеровцах, которых, как показывает суровая реальность, на Востоке тоже хватает, и они русскоязычные. Дело в том, что Западная Украина веками пребывала в отрыве от большой Украины. Отрыв этот был политическим, культурным, религиозным, и он очень велик. В конце концов, Тарас Бульба и его сын Остап – запорожские казаки, а значит, привязать их к Львову или Ивано-Франковску просто невозможно, если конечно не заниматься мифотворчеством, что для денацификации противопоказано. Но это не значит, что схем мягкой денацификации для той же Галиции не существует. Можно вспоминать героев крестьянских восстаний против феодального гнёта Речи Посполитой (того же Северина Наливайко) или зверски убитого ОУНовцами антифашиста Ярослава Галана, да и в принципе всю КПЗУ, члены которой героически сражались в подполье во время немецко-фашистской оккупации.
Есть много героев и героических деяний, на образе которых можно построить антифашистскую и дружественную России украинскую идентичность, отказавшись от методики немецкой версии денацификации, предполагавшей убийство всего героического вообще. Но сначала это должно состояться. И вот тогда можно будет идти к пострадавшему от бандеровского геноцида народу Донбасса и просить прощения.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.