Минск-2: вопросы и многоточия
14 лютого 2015, 09:07
Подписали, чтобы подписать
Многочасовые переговоры, проводившиеся в столице Беларуси лидерами «Нормандской четвёрки», завершились подписанием Комплекса мер по выполнению Минских соглашений. Как ожидается, указанный документ должен раз и навсегда прекратить кровопролитную гражданскую войну на Востоке Украины.
Вместе с тем, даже беглый анализ подписанного в Минске документа позволяет сделать вывод о некоторой «расплывчатости» его ключевых положений, что может свести на нет все усилия «Нормандской четверки» по урегулированию украинского военно-политического кризиса.
К примеру, пункт 1 «Комплекса мер» предусматривает «незамедлительное и всеобъемлющее прекращение огня в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». О каких районах идёт речь? Если о тех, которые в соответствии с Законом Украины «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», должны быть определены Верховной Радой Украины, то… этих районов не существует в природе. Т.к. Верховная Рада так и не наделила территории, находящиеся под контролем сил ДНР/ЛНР, особым статусом. Следовательно — каждая из сторон имеет право не прекращать огонь до тех пор, пока не последуют «официальные» разъяснения.
Далее — п.2. «Отвод всех тяжёлых вооружений…. для вооружённых формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины..» Опять «отдельных районов!» Только здесь уже в ином контексте — дескать, вооруженные формирования «отдельных» районов — это ничто иное, как армии ДНР и ЛНР. И как это соотносится с п.1?
Переходим к п.4. «Незамедлительно (!), не позднее 30 дней (!!) с даты подписания данного документа, принять постановление Верховной Рады Украины с указанием территории, на которую распространяется особый режим в соответствии с Законом Украины «О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей»… Откровенный осенне-зимний саботаж Верховной Радой принятия Перечня отдельных районов привел к тому, что теперь этот перечень районов может быть определен уже после того, как в этих районах должна прекратится стрельба и завершен отвод тяжёлого вооружения…
Далее — п.5. «Обеспечить помилование и амнистию путём введения в силу закона, запрещающего преследование и наказание лиц в связи с событиями, имевшими место в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины». О каких «событиях» идет речь? Неужели этим законом будут списаны ВСЕ преступления, совершенные ВСЕМИ сторонами на этих территориях? Значит, виновник взрыва кондиционера в Луганске наказания не понесёт? И пока закон не принят… получается, преступления (в т.ч. и военные) можно и дальше совершать со спокойной совестью? Ведь принятый закон всё спишет…
Переходим к п. 8. «Определение модальностей полного восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты...» И когда это будет осуществлено? Социальные выплаты для многих людей являются единственным источником существования. Но… президент Пётр Порошенко уже в день подписания «Комплекса мер» заявил, что «социальные выплаты должны быть восстановлены, но после стабилизации политической ситуации, проведения выборов и восстановления государственного суверенитета Украины на оккупированных территориях»… Т.е. о возобновлении пенсионных выплат луганским и донецким пенсионерам можно смело забыть. А «отдельные районы» президентом прямо названы «оккупированными территориями»…
Переходим к п.9. «Восстановление полного контроля над
государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне
конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и
завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования». Даже
если предположить, что местные выборы таки состоятся — то как будет
выполняться этот пункт? Ну разрешат представители ДНР/ЛНР
поприсутствовать ОДНОМУ украинскому пограничнику на пункте пропуска —
вот, считайте, что восстановление контроля и началось. А всё остальное
будет только после « всеобъемлющего» урегулирования…
Далее — п.10. «Вывод всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наёмников с территории Украины под наблюдением ОБСЕ. Разоружение всех незаконных групп....» О каких формированиях идет речь? Будут ли разоружены европейские и грузинские неонацисты, вступившие в «добровольческие» батальоны? Подпадает ли под разоружение ДУК «Правого сектора»? И да, согласно этого пункта, Украина ОБЯЗУЕТСЯ вывезти все американские армейские автомобили «Хамви», британские «Саксоны» и прочую технику, закупленную за пределами страны…
И, наконец, еще один «камень преткновения» — п.11. «Проведение конституционной реформы в Украине со вступлением в силу к концу 2015 года новой конституции, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию (с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов)» И где здесь гарантия, что Верховная Рада сможет преодолеть традиционные «разброд и шатание» и внести изменения в Конституцию? Какую ответственность будет нести украинская власть за невыполнение этого пункта? И главное — предложенные изменения могут совершенно не устраивать представителей (и население) самопровозглашенных ДНР/ЛНР. И, соответственно, их требования — могут (и будут!) не устраивать Киев.
В связи с этим возникают главные вопросы — какую ответственность будут нести стороны за неизбежное нарушение данного соглашения? Или Минск-2, по сути, будет являться клоном Минска-1, когда каждая из сторон больше заботилась о своих правах, нежели об обязанностях? И кто будет восстанавливать разрушенную войной инфраструктуру Донбасса?
На все эти вопросы ответов пока нет. Тем не менее, будем надеяться, что противостояние между Киевом и Донбассом отныне переведено исключительно в политическую плоскость. И на Востоке Украины больше не будут гибнуть мирные жители, повстанцы и украинские военные.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.