Украину может захлестнуть вал преступности
Расстрел трех киевских милиционеров на Печерске практически не создал ажиотажа в информационном пространстве Украины. К сожалению, такими новостями уже никого не удивишь. В стране, где уже больше полугода полыхает гражданская война, для среднестатистического обывателя есть проблемы и поважнее. Например, где достать валюту, как забрать депозит из банка, где найти работу и т. д.
Тем не менее, рано или поздно, даже самый отрешённый от реальности обыватель столкнется с «приветом» из 90-х, потому что государство фактически не делает ничего, чтобы остановить вал преступности, который в самое ближайшее время может захлестнуть всю страну.
Если упрощенно, процесс интенсивной криминализации общества в 2014 году можно разделить на несколько этапов:
Февраль-апрель. Майдановские события и бегство первых лиц государства фактически «парализовали» всю правоохранительную систему Украины. Милиция в регионах заняла откровенно выжидательную позицию, ограничившись лишь формальным обеспечением правопорядка. Этим вовсю пользовались преступники. Украинские СМИ в конце февраля и в марте чуть ли не ежедневно сообщали о молодчиках в масках и с битами, которые вломились то в банк, то в ресторан, то в чей-то дом/квартиру, где-то «отжали» дорогую машину, у кого-то потребовали крупную сумму на «нужды революции» и т. д. Реакции правоохранителей на такие события практически не было, т. к. в такой обстановке невозможно сразу определить, кто именно совершает преступления: то ли это обычные бандиты, то ли «майдановцы» вместе с «Правым сектором» решили подзаработать во время всеобщего хаоса. Дошло даже до того, что бывший президент Украины Леонид Кравчук на всю страну поведал об этой проблеме и предупредил «беспредельщиков», что будет стрелять на поражение, если они попробуют проникнуть на его участок.
Май-август. Начало активной фазы АТО. Новое руководство Украины смогло перехватить управление «издыхающей» правоохранительной системой и заодно «сплавить» на Восточный фронт самую активную часть «героев Майдана», зачислив их в подразделения Национальной гвардии, в спешном порядке сформированные батальоны территориальной обороны, а также в подразделения с неясным статусом («Айдар», «Азов», «Донбасс» и другие). Теперь уже «горячие» криминальные сводки хлынули из прилегающих районов зоны АТО (похищения людей, внесудебные расправы над задержанными «пособниками сепаратистов», похищения и избиение работников СМИ, расстрелы автомобилей на блокпостах, даже нападения на работников ГАИ, которые на свою беду решили проверить документы у «азовцев» и т. д.). По каким критериям проходил отбор в эти подразделения — до сих пор неясно. Кто несет ответственность за противозаконные действия этих «добровольческих» формирований — неизвестно. В одном из интервью народный депутат Олег Ляшко (несколько раз лично принимавший участие в незаконных задержаниях) признался, что в добровольческих батальонах присутствуют ранее судимые лица. Как говорят в таких случаях - война всё спишет.
Сентябрь-октябрь. Завершение разгрома «Южного котла» и окружение с последующим разгромом украинской группировки в Иловайске, заставил киевскую власть в спешном порядке форсировать «мирные» переговоры в Минске. Последовавшее за ними относительное затишье на фронте позволило «высвободить» значительную часть добровольческих батальонов от участия в АТО и отправить их в места постоянной дислокации. С оружием. Массовое дезертирство целых подразделений ВСУ, а также некоторых батальонов в первые дни сентября полностью нарушило учет вооружения и контроль над личным составом. Чуть ли не ежедневно страну будоражили новости про очередного «пьяного героя АТО», который «игрался гранатой», «показывал друзьям устройство РПГ», стрелял в прохожих из окна и т. д.
Ноябрь — декабрь. Позиционная война в зоне АТО заканчивается «режимом тишины» и практически полным отсутствием каких-либо активных действий с обеих сторон. Новостные агентства сообщают об участившихся случаях вывоза оружия из зоны АТО на территорию Украины. Генеральный прокурор Виталий Ярема честно признался, что государство не в состоянии пресечь контрабанду оружия. «Добровольческие» батальоны тем временем берут непосредственное участие в рейдерских атаках на предприятия, которые приглянулись батальонным «спонсорам». Милиция, как всегда в таких случаях, предпочитает сохранять нейтралитет и тактично не вмешивается в происходящее. Чисто «уголовные» новости мелькают каждый день: перестрелка в Николаеве, нападение на дом фермера в Цюрупинске, массовое убийство семьи из пяти человек в Ивано-Франковской области...
Стоит также добавить, что еще одним фактором, серьезно ослабившим позиции МВД и СБУ, является массовое сокращение и «люстрация» сотрудников, на место которых принимают «идейных», но зачастую совершенно некомпетентных работников. Полностью нарушен институт преемственности. В данной ситуации это приведет лишь к одному — настоящих преступников скоро ловить будет некому. «Идейные» новички этого делать не умеют. Это главное отличие от эпохи 90-х, когда костяк правоохранителей, сформировавшийся еще в СССР, был сохранен и с организованной преступностью было покончено. Кроме того - страна не была наводнена оружием, как сейчас.
Вот и получается, что «европейская» страна Украина постепенно превращается в европейское Конго или Нигерию, где на каждом мало-мальски значимом перекрестке оборудован блок-пост с вооруженными людьми.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.