Столица в "предбаннике"

19 грудня 2014, 20:48
Власник сторінки
Публицист, философ, историк
0

К 95-летию провозглашения Харькова столицей Украины

Сегодня исполняется 95 лет с момента провозглашения Харькова столицей советской Украины. В связи с этой, наверное, далеко не для всех памятной датой, хотел бы напомнить о нескольких исторических фактах, на мой взгляд, небезынтересных, учитывая ныне происходящие в нашей стране события.  Начну со свидетельства выдающегося деятеля украинского движения Евгения Чикаленко. В своих мемуарах он отмечал, что до революции 1917 года Харьков являлся «наиболее обмосковленным из всех украинских городов». «Обмосковленным» до такой степени, что в среде украинских деятелей его даже считали не настоящей Украиной, а таким себе «предбанником»,  «прихожей», «сенями Украины».

Мнение Чикаленко фактически подтверждал и другой столп украинства, Андрей Никовский, заявивший на заседании Центральной рады, что указанный город «никогда не был хорошим центром» для украинскоо движения. В свою очередь, Владимир Винниченко, также на заседании Центральной рады назвал Харьков (вместе с Одессой и Екатеринославом) в числе городов, в которых к украинскому движению относятся наиболее враждебно. А еще один член Центральной рады, некий Калиненко, жаловался, что украинское движение не поддерживает население не только губернского центра, но и крестьяне Харьковщины,  массово записывающиеся в русские крестьянские организации.

Стоит напомнить, что по соглашению Центральной рады с Временным правительством территория Харьковской губернии не считалась Украиной. Правда, украинские деятели были этим недовольны. Они предъявляли претензии на Харьковщину, обосновывая их тем, что Первая Всероссийская перепись населения (проведенная в 1897 году) идентифицировала около 80-ти процентов жителей губернии как малорусов. Дело, однако, в том, что тогдашние малорусы сознавали себя русскими в такой же мере, как и великорусы. Они никак не могли быть отнесены к отдельной (нерусской) нации. И когда на переговорах с Центральной радой представители Временнго правительства предложили разрешить выпрос о принадлежности Харьковской, а также Екатеринославской, Херсонской, Таврической и северной части Черниговской губерний, через голосование жителей, центральнорадовцы предпочли не позориться и уступить.

К этому стоит добавить, что, по признанию уже упомянутого Евгения Чикаленко, украинские стремления не поддерживали не только обитатели вышеперечисленных регионов, но даже население Волыни и Подолии. Конкретно же в Харькове непопулярность украинства была такова, что на выборах в Учредительное собрание (ноябрь 1917 года) украинские деятели не решались выступать отдельным списком и «замаскировались», слившись в блоке с российскими эсерами. Впрочем, и такой «замаскированный» список успеха среди харьковчан не имел, получив на выборах всего 12,7% голосов.

Все это, однако, не помешало Центральной раде, после свержения Временного правительства большевиками, объявить Харьковщину территорией Украины.  Что тут же вызвало возмущение местного населения. «Протестуем против действий Украинской рады, которая подчинила себе Харьковскую губернию, не спросив рабочих и беднейшее крестьянство», - говорилось, например, в - говорилось, например,  Украинской рады, которая подчинила себе Харьковскую губернию, не спросив рабочих и беднейшее крестьян резолюции общего собрания рабочих Харьковского паровозного завода. Как с негодованием вспоминал видный украинский компартийный деятель Георгий Лапчинский (между прочим, ярый сторонник украинизации), «ни обрусевшая обывательщина, ни рабочие, в значительной мере еще не избавившиеся от ее влияния – из-за меньшевиков и эсеров, почвы для национального украинского движения не давали». Харьковские же большевики «были уверены, что, по крайней мере, Харьковщина, Донбасс и Криворожье никакого отношения вообще к Украине не имеют».

Лишь под прямым давлением красного Петрограда, а затем красной Москвы советские деятели из перечисленных регионов согласились считать свои местности Украиной. Партийному руководству требовалось это для того, чтобы «уравновесить» «мелкобуржуазную Правобережную Украину» «пролетарским Донбассом» (Харьков признавался тогда центром Донбасского региона).

Короче говоря, нынешние территории Харьковской, Луганской, Донецкой, Днепропетровской, Запорожской областей в то время Украиной (в смысле национальном) не считались.  Также, как, кстати сказать, и современные территории областей - Одесской, Николаевской, Херсонской. Это исторический факт. А какие из него делать выводы, каждый волен решать для себя сам.





 

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: история Украины
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.