О монополии государства на насилие

23 жовтня 2014, 16:51
Власник сторінки
0
126

Как ни странно, но государство, не смотря на мощные внешние атрибуты (армию, полицию, суды и пр.), достаточно хрупкая структура.

Как ни странно, но государство, не смотря на мощные внешние атрибуты (армию, полицию, суды и пр.), достаточно хрупкая структура. В этом можно легко убедиться, глядя на многочисленные современные кризисы, всяческие перевороты и революции, как «цветные», так и классические. Разрушение государства как такового начинается с утраты его главного стержня - силовой составляющей, полиции и армии. Монополия на насилие - это то, с чего вообще начинается любое государственное строительство и после утраты которого, говорить о государстве уже не приходится. 
Это простая и непреложная истина, по всей видимости, неведома нынешним киевским правителям. Они с упорством, достойным лучшего применения, занимаются разрушением Украины, как государства, вот уже год. Конечно, срок весьма условен, ибо тревожные тенденции, чего скрывать, просматривались и ранее, но именно с вооруженных беспорядков на Майдане начался тот необратимый процесс, первые ужасающие результаты которого мы наблюдаем сегодня в Украине.
Я много раз, будучи Министром Внутренних Дел, докладывал высшему руководству, что в стране активно действуют множество парамилитарных организаций, деятельность которых носит очень опасный подрывной характер. Всяческие лагеря подготовки боевиков располагались, как в западных областях Украины, так и на территории стран Балтии. Характер подготовки в подобных лагерях не оставлял сомнения, что они готовятся к вооруженному захвату власти. К великому сожалению мои предостережения не были услышаны, а без политической воли решить данные проблемы в любой стране невозможно.
Уже в ходе событий на Майдане, было понятно, что перерастание мирных протестов в вооруженное противостояние с этими подготовленными группировками - лишь вопрос времени. Ибо именно для подобных событий их и готовили «заботливые» инструкторы из прибалтийских и западноевропейских стран. Правда подготовка эта была изначально ориентирована на более поздние сроки, ближе к президентским выборам 2015 года. Но случился своеобразный «фальшстарт» и закулисные дирижеры дали отмашку на ввод силового сценария захвата власти уже в конце 2013 года. После этого лидирующая роль на майдане неумолимо перешла от «мирных демонстрантов» (#онижедети) к боевым подразделениям «правого сектора» и т.н. «сотен самообороны». 
Процесс накачки «протестующих» оружием проходил планомерно и организованно под непосредственным кураторством депутатов от «Батькивщины», «Свободы» и «УДАРА». Под прикрытием депутатского иммунитета на майдан было завезено (у нас были точные данные об этом) и оружие, и боеприпасы. Процесс эскалации конфликта начал приобретать трагические очертания. Понимая всю опасность такого развития событий, я много раз в те дни обращался к депутатам-оппозиционерам, к иностранным послам ЕС и США, одним словом, ко всем, кто мог повлиять на ситуацию со стороны протестующих, с призывом остановить завоз на майдан оружия. Подчеркивал, что появление вооруженных людей в центре многомиллионного города может закончиться большой бедой для страны и кровью ни в чем не повинных граждан. К сожалению, реакция «ревнителей демократии и свобод» была практически нулевой. 
Очень показательный момент произошел накануне подписания февральских договоренностей. В переговорах об очередной амнистии протестующих участвовали Яценюк, Тягнибок, Аваков и некоторые другие деятели оппозиции и тогда я задал им простой, но очень важный вопрос, могут ли они со своей стороны гарантировать выполнение хоть каких-то договоренностей со стороны майдана. Они стали пространно рассуждать о том, что, мол, мы будем всячески способствовать снижению напряженности и тому подобное. На что я резонно заметил: «Знаете, давайте не «лить воду», а говорить как ответственные люди. Руководство МВД на 100% гарантирует со своей стороны выполнение всех договоренностей. Мы выпускаем задержанных, а прокуратура закрывает все дела. Таким образом, вопрос решается в течение дня. Как и какими силами, вы можете гарантировать то, о чем мы сегодня договорились?» В ответ я услышал что-то невнятное про народный протест, который невозможно контролировать полностью. Я настаивал на конкретике. И тогда один из лидеров оппозиции сказал: «Ну, может быть, процентов на 30% мы попробуем договоренности выполнить». Просто потрясающе! Так о чем можно было разговаривать с людьми, если они ни на что не влияют! Этим, с позволения сказать, «лидерам протеста» группировки радикалов из «Правого сектора» и прочих военизированных образований ни тогда, ни, тем более, сейчас не подчинялись и не подчиняются. 
К чему я это вспомнил? Конечно, любое государство не идеально, несовершенны и правоохранительные органы всех стран, да и Украина не исключение из этого правила. Но одно дело несовершенство системы, а другое- полное разрушение всякой системы как таковой. 
Именно тогда, когда в ходе протестных акций некоторые политики Украины ради призрачных политических амбиций приносили в жертву правовые основы страны, закладывался тот хаос, который уже через несколько недель привел к полному разрушению государственного управления. Как мы говорили в начале – если государственная монополия на насилие утрачена на смену «силе права» обязательно приходит «право силы», то есть махновщина, вооруженный бандитизм, «суды Линча» и прочие «прелести» революционной целесообразности. 
Да, этим псевдореволюционерам - Турчинову, Яценюку и Ко. удалось на время оседлать протестную волну и усесться во властные кресла. Но это «пиррова победа», ибо своими действиями они, осознанно или нет, разрушили фундамент того государственного образования, которое хотели возглавить. Как говорил Наполеон: «На штыках легко прийти к власти, сидеть на них неудобно». Ровно тоже произошло в Киеве в феврале 2014. 
Объявив милиционеров и «Беркут», которые до конца были верны Конституции Украины и по существу являлись последним оплотом государства, «врагами народа», новоявленные правители в итоге остались один на один с вооруженными формированиями, которые действуют только по своим представлениям о законности и порядке. Пока это разношерстная компания ваши временные попутчики – можно создать иллюзию управляемости и контроля, но это всего лишь иллюзия.
Рано или поздно вооруженные люди сами захотят стать властью, и тогда государство погрузится в череду бесконечных военных переворотов. Тем более, вы сами снабдили их и стрелковым оружием, а позже и тяжелой бронетехникой. Теперь каждая группировка, находящаяся под патронатом своего олигарха, во главе со своим «героем АТО» и боевым опытом будет претендовать на причитающийся ей кусок власти в стране. Кто будет защищать само государство, законные права граждан, Конституцию Украины – нынешняя милиция, многократно униженная, оплеванная и люстрированная? Или те новоявленные батальоны Нацгвардии и разношерстные парамилитарные формирования всяческих «Самооборон»? 
Их персональный состав - это просто издевательство над правоохранительной системой. Кроме чисто моральных аспектов присутствия откровенных уголовников в подобных подразделениях, хотел обратить внимание на следующее. В любой стране мира прием на службу в правоохранительные органы - это тщательно продуманный процесс с многоуровневой системой проверки и отсева кандидатов. Ведь вы непросто берете на работу рядового сотрудника, вы доверяете этому человеку жизнь и безопасность граждан. Поэтому проверяется не только сам кандидат, но и его прошлое, пристрастия, психологические особенности, круг его общения, родные и близкие. Это просто необходимо, чтобы отсеять людей психически неустойчивых, склонных к немотивированной агрессии. 
Кроме того, по закону Украины все сотрудники МВД ежегодно в обязательном порядке должны проходить медицинскую комиссию и психофизическое обследование на предмет годности к службе. Полная проверка готовности сил и средств Органов Внутренних дел ежегодно затрагивает четверть всего личного состава министерства, то есть за 4 года вся милиция Украины проходит полную аттестацию. Таким образом, осуществляется постоянный мониторинг состояния личного состава МВД.
А что происходит сегодня? Граждане Украины представляют, кому вверяется их безопасность, кому дают оружие в руки, и против кого оно будет направленно завтра? Банды вооруженных правых радикалов, действующих по своим представлениям закона и справедливости, – это и есть будущая правоохранительная система? Сегодня они избивают депутатов за политическую позицию, а завтра будут вешать, так? Кто даст гарантию, что эти озверевшие от безнаказанности и вседозволенности банды, завтра не устроят в Украине «Варфоломеевскую ночь» под лозунгами чистоты расы? Выпуская из бутылки джина насилия и вседозволенности, нужно помнить, что назад его не загонишь!
И неизбежно, что «медовый месяц» в отношениях политиков и боевиков, приведших их во властные кабинеты на Печерских холмах, проходит. Полностью «канализировать» и перенаправить революционный пыл ультанационалистов на войну в Донбассе не удалось. Не смотря на то, что много особо буйных остались лежать в донецких и луганских степях, оставшиеся явно не горят желанием и далее безропотно погибать, и все чаще возвращаются в Киев. Что будет происходить дальше – несложно предугадать.
Сегодня с помощью вооруженных боевиков олигархи, не стесняясь захватывают собственность конкурентов, тех, кто по каким то причинам не сумел или не успел обзавестись собственной «армией на содержании». Сами по себе олигархические войны не стоили бы такого внимания, если бы не риски и угрозы, которые они создают государству и обществу. В ходе перераспределения крупной собственности олигархи используют в войне между собой самые агрессивные национал-радикальные группировки, сознательно усиливая их денежными и прочими ресурсами. Тем самым создаются благоприятные условия, при которых неонацисты-бандеровцы, имея чёткую политическую программу, могут стать самостоятельной силой, способной установить на Украине прямую фашистскую диктатуру.
Так что, при такой логике развития событий участь государства Украина незавидна. Подменяя правоохранительные органы эрзацполицейскими формированиями, нынешние правители неизбежно обрекают страну на хаос бесконечного вооруженного противостояния и гражданской войны. И уже не только на Донбассе. К сожалению или к счастью, но история человечества пока не знает других форм устройства цивилизованного государства, кроме как монополии последнего на насилие. Иначе получится не «Украина – это Европа», а «Сомали» в центре Европы. 

Виталий Захарченко.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: События в Украине
ТЕГИ: Украина,Яценюк,Турчинов,МВД Украины,Евромайдан
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.