Вначале — выдержки из его книг
«Марксисты много говорили о «человеке нового типа»
и... создали государство манкуртов, «винтиков», «верных Русланов». Лютеране и
кальвинисты многовековой духовной деятельностью действительно создавали
человека духа, подвижника, деятеля, творца собственной жизни. Можно без
преувеличения сказать, что современный западный человек в значительной мере
творение Лютера, Кальвина <...>.
Гегель, сам бывший протестантом, называл Реформацию
смыслом истории новой эпохи.
<...>
Лютер и Кальвин сформулировали принципы достойного
частного предпринимательства. Люди неравны, учили они, они рождаются неравными,
но все они равны перед Божьей милостью и все обладают Божьим даром «сделать
себя». Здесь, а не на небесах, им предоставлено право самореализации, здесь
они, наделенные духом и разумом, вольны использовать свободу по собственному
разумению. Лютер и Кальвин тоже говорили людям то, что они хотели услышать, но
это были слова не об утопических вожделениях лентяев Кокейна и Скоробогатии, а
призыв жить и богатеть достойно, не вопреки реальным человеческим качествам, а
в соответствии с высоким предназначением человека!
Реформация не отказывалась от материи и не обращала
ее во зло: материя несет на себе отпечаток божественности и по природе своей
может быть благом. Кальвин не только не осуждал плоти, но считал земную
деятельность, труд наипервейшей человеческой обязанностью и самым богоугодным
делом. Разглагольствованиям о жизни духом и одним только духом (не от них ли
такое количество юродивых?) он предпочитал дела, труд, подвижничество, полную
самоотдачу в жизни как тела, так и разума. Возвращая человеку землю,
реформаторы объявили трудолюбие (как и благочестие) свидетельством избранности.
Наилучшее выполнение человеком своих обязанностей — единственная форма служения
Богу. Пафос деятельности, развязывание деловой инициативы приобретали значение
религиозного призвания вне зависимости от профессии. Важен не характер труда, а
«пребывание в призвании своем».
Кальвин поощрял инициативу, деловитость, накопление
материальных ценностей при единственном условии соблюдения категорического
императива. Богатство рассматривалось не как средство достижения земных благ, а
как знак божественной благодати. Власть общины над личностью рассматривалась
как необходимость приучения «лодырей» к труду в их же интересах.
<...>
Протестантская этика создала новый тип
предпринимателя и, в конечном итоге, новый тип личности, сыгравшей решительную
роль в экономическом перевороте Западного мира: личности деятельной,
дисциплинированной, ответственной, чувствительной к несвободе и лжи.
Показательно, что европейские страны, принявшие реформу, особенно германские
государства, Швейцария, Нидерланды, Англия, в экономическом отношении оказались
далеко впереди сохранивших католичество.
Можно сказать, что главное различие Византии и
Женены, приведшее к двум культурам — Востока и Запада,— именно в разном
отношении к материи: утопическом на Востоке и прагматическом на Западе. <...>
Христианина-протестанта готовили к суровым
испытаниям, выполнению обязательств, дисциплине тела и духа, ему внушали, что
героизм — не в рыцарских подвигах и не и безрассудной храбрости на полях брани,
а в каждодневном, терпеливом труде, в активности, свободе, мученичестве
внутренней борьбы, православного — вопреки всему, что он знал и видел вокруг
себя — утешали побасенками о высотах его духа и внушали ему пренебрежение к
плоти и земле.
Западные свободы принесло отнюдь не Просвещение, а
протестантская церковь».
Это — И. И. Гарин, из книги «Кальвин».
А вот — из его же «Неизвестного Толстого»:
«Гениальность и святость несовместимы: чем ближе
человек приближается к святому, чем слабее бушуют страсти, чем явственней
открываются небеса, тем ближе к витие и судье. К судье, выносящему приговоры…
В ужасающие минуты разочарования «балаганным дедом»
я задаюсь вопросом: не поступит ли с ним время, как он поступил с Шекспиром? Ни
у кого нет сомнений в будущности Достоевского или Джойса, но что скажут
изощренные потомки о сусальных примитивах яснополянского Саваофа?
Знаете, что они скажут?! Они, живущие в V веке от
рождества Толстого, скажут: это было очередное пришествие Христа!
<...>
Да, в его личности действительно было нечто
чудовищно разросшееся, всеобъемлющее, бесконечное. Не человек — символ
человечества.
Эта чрезмерность была во всем: в неутоляемой
исповедальности, в самооговоре, в стремлении понять непостижимость, в
самоусовершенствовании, в количестве прочитанных книг и приходящих в голову
мыслей, в одержимости, в непоследовательности, в поношении, в раскаянии…
<...>
Самоотречением полна мудрость. Сократ запрещал
записывать свои речи, Антисфен и Диоген отказались от всего, Шекспир относился
с «уверенным пренебрежением» к тому, что писал, Гоголь сжег Мертвые души,
Толстой предал анафеме Войну и Мир…
<...>
Толстой реставрировал истинного Христа — творца
наднациональной и бескорыстной религии, очеловечивающей человека, религии, не
знающей ни границ, ни форм, ни церквей».
Наконец, «Многоликий Достоевский»
того же автора:
«Жуткий
вопрос: почему моя родина столь богата искалеченными писателями? Почему Пушкина
и Лермонтова убили, Гоголь сошел с ума, Гаршин бросился в лестничный пролет,
Николай Успенский спился, Толстому любящая страна присылала веревки с петлей,
Достоевский...
Достоевскому жгли сердце страдания народа, но он
искренне любил трон, корону, царизм. Он был охвачен стремлением поднять
униженных и оскорбленных, восстановить человечность падших, но слишком хорошо
знал человеческий мир. Он хотел быть врачевателем, а был больным...
<...>
По-видимому, Достоевский держался даже мнения, что
духовное просветление, обретение даров благодати без опыта греха и зла вообще
невозможно.
<...>
Достоевский потому и ДОСТОЕВСКИЙ, что при всем
своем преклонении перед логикой — иррационален и противоречив. Разум — только
часть души, даже не большая часть. Отличительная особенность Достоевского —
именно в большей доле внутреннего человека с его волей, подсознательными
побуждениями, русским иррационализмом.
<...>
Если у России есть духовный символ, то это —
Достоевский. Как говорил Н. А. Бердяев, «по Достоевскому люди Запада узнают
Россию». Достоевский — символ духовного величия нации и ее болезни, буйства и
смирения, гениальности и юродства, безмерности и истерии.
<...>
Вот еще одна загадка: экстатическая приверженность
Толстого к непротивлению и непоследовательные метания Достоевского от зла в
человеке к божественному добру — не свидетельства ли их... растерянности?
Пророки, не знавшие, что делать?.. Так и не на шедшие спасения? Не оттого ли
один укрылся в непротивление, другой спрятался за Христа?
Это типично: Чернышевские знают, что делать,
Достоевские и Толстые — нет...».
Это — те три книги И. И. Гарина,
что я чудом нашел.
А вот «Загадочный Гоголь» его же
— не могу достать!
Нет пророков в своем отечестве.
Тем более — признанных при жизни. Известность И. И. Гарина до его уровня явно
не дотягивает.
Профессор, доктор физматнаук,
лауреат Государственной премии СССР, физик с мировым именем, работающий сейчас
на стыке материаловедения и медицины, Игорь Исаакович Папиров — в другой своей
жизни Игорь Иванович Гарин, автор великолепной публицистики, философ и
литературовед.
Я спросил его, когда он успел
столько написать. Секрет прост: 3 страницы в день, а пишет он последние 35 лет:
сначала — в стол, теперь — издает и старое, и новое.
Он ни в чем не нуждается, у него
европейский уровень дохода, его чрезвычайно уважают за рубежом, а практически
полное отсутствие положенной славы компенсируется замечательной женой и
прекрасными детьми-внуками.
И. И. Гарин — [почти] вне политики (насколько
это возможно в наше время), а придя ко мне на мою предвыборную встречу с
избирателями (я о нем тогда еще не знал), не рискнул меня отвлекать знакомством
с его персоной.
Книжный бум 90-х прошел, и
сегодня он считается трудночитаемым. Этого — не понимаю. Кальвина, Толстого и
Достоевского — всех троих от него — я проглотил за 4 дня (включая и перечитку
самого Достоевского, на которого снова подсел).
Через пару десятилетий на него
будут ссылаться так же, как сейчас на классиков. Когда я узнал из инета, что
это — наш современник, более того — из моего Харькова, да еще и крупнейший
физик, был несказанно удивлен. Почитайте Гарина и — почитайте. При его жизни.
Удивившись со мной вместе.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.