После того, как в конце марта Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, вопреки прогнозам «евроскептиков», таки было парафировано – вокруг евроинтеграционного процесса возникли новые споры. Главным камнем преткновения является вопрос перспективы дальнейшего развития отношений Украины с Евросоюзом. И для подобных дискуссий, безусловно, есть причины.
Говоря о перспективе того, или иного процесса, мы априори обсуждаем возможные «сценарии будущего». И ошибкой многих экспертов является то, что строя прогнозы на будущее они берут в расчет лишь картину дня сегодняшнего, напрочь забывая об общей истории вопроса.
Но, если даже бегло вспомнить основные этапы наших отношений с ЕС, многие спорные вопросы растворятся:
«Период установления»Он включает в себя события на отрезке времени с момента провозглашения независимости Украины, и до заключения Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между нашим молодым государством и ЕС.
Этот период ознаменовался знаковыми для наших будущих отношений событиями. А именно, проведением первой встречи Украина-ЕС на высшем уровне, подписанием соглашения между Европейскими сообществами и Украиной о торговле текстильными изделиями, открытием представительства Комиссии Европейских сообществ в Украине.
В этот период было ратифицировано соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС, предоставлено Украине статус страны с переходной экономикой, организовано первый Саммит Украина-ЕС и подписано соглашение о торговле сталелитейными изделиями.
Все эти события, и предшествующие им переговоры – заложили прочный фундамент для построения двусторонних отношений Украины и Евросоюза.
«Период становления»Начался этот период в 1998 году, со вступлением в силу соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС. Именно тогда Украина официально заявила о стремлении получить статус ассоциированного членства в ЕС, и было принято постановление Кабинета Министров Украины № 852 о введении механизма адаптации законодательства Украины к ЕС.
В 1999-ом году, во время третьего саммита Украина - ЕС, Евросоюз подтвердил намерение способствовать вступлению Украины в ВТО. После этого события и началась работа по внедрению зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.
Следующей важной датой стал 2005 год – когда Совет Европейского Союза предоставил Украине статус страны с рыночной экономикой.
И завершается этот почти 10-ти летний период 5 марта 2007 года, когда Украина и ЕС начинают переговоры о заключении нового усиленного соглашения на замену Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
«Период интенсификации»В этот период сторонам удается совершить достаточно амбициозный рывок в продвижении на встречу друг другу.
Чуть более чем через год после начала переговоров о новом усиленном соглашении, во время парижского саммита Украина-ЕС, достигнуто компромисса относительно названия данного документа. Сторонами было принято решения, что новой «конституцией» для взаимоотношений Украины и Евросоюза должно стать - Соглашение об ассоциации.
Еще через год, а именно 7 мая 2009 - Украина стает участницей инициативы ЕС «Восточное партнерство», а в июне - во время заседания Совета сотрудничества Украина - ЕС «Повестка дня ассоциации Украина - ЕС» получает политическое одобрение.
Следующий, 2010 год приносит новые победы – 25 февраля Европарламент принимает резолюцию о ситуации в Украине, в которой признает право Украины на членство в ЕС. В это же время Еврокомиссия предоставляется мандат для работы над «дорожной картой» двустороннего безвизового режима между Украиной и странами ЕС.
Итогом этого периода стает завершение переговоров, а затем парафирование Соглашения об ассоциации и создание углубленной и всеобъемлющей Зоны свободной торговли с ЕС.
«Время настоящее»Этот период начался после завершения переговоров относительно содержания Соглашения об ассоциации, и протекает в настоящее время. И он, безусловно, стает периодом итогов.
Занимательным стает тот нюанс, что в данный момент как никогда вырисовываются 4 составляющих этого «времени настоящего» - «наше настоящее», «настоящее Евросоюза», «настоящее стран-членов ЕС» и «общее настоящее».
Но, не смотря на наличие проблем в первых трех «реальностях» (финансовые трудности, проблемы единой валюты, избирательные процессы, общественные протесты, противостояние идеологических платформ, все еще выраженная энергетическая зависимость, растущий уровень безработицы и т.п.), последняя, общая для Украины и ЕС реальность – несет больше перспектив, чем вызовов. И главное сейчас не снижать темп практической кооперации в экономической и гуманитарной сфере.
«Новая история»Именно вокруг этого периода и точатся основные споры. Главный дискуссионный вопрос – возможная дата его начала.
Однако, как показывает опыт – внимание стоит обращать не на временные рамки вопроса, а на качество двусторонней кооперации.
В конце прошлого года, журналисты часто задавали мне вопрос, о том возможно ли было завершить переговоры относительно Соглашения об ассоциации с ЕС быстрее. И я отвечал на него утвердительно, при этом, замечая, что за «ускорение» процесса Украине бы пришлось платить «урезанием» своих интересов. Главным вопросом марта стала дата ратификации. А теперь, уже ожидаемо, все внимание общественности сосредоточено на дате ратификации. При этом, мало кто вникает в специфику данной процедуры и сопровождающий ее процесс.
И дело тут не только в политике. Уникальность ситуации в том, что «путь», который Украина и Евросоюз сейчас должны пройти – ранее не проходил никто. Во-первых, объем текста Соглашения с Украиной в итоге превысил 1700 страниц. Для сравнения, Европейские Соглашения с Польшей, Болгарией, Эстонией, и другими странами - членами ЕС, в среднем имели объем 40-60 страниц. Во-вторых, ратификация нашего Соглашения происходит после двух этапов расширения границ ЕС. В-третьих – это первая подобная процедура, которая проходит после внутренней реформы Евросоюза.
То есть, Украина и ЕС сейчас переживают своего рода «правовую революцию», и тот, кто будет сейчас называть конкретные даты ее завершения, откровенно говоря, слукавит. Так как даже опытные правоведы сейчас не могут назвать даже ориентировочных сроков, необходимых для проведения всех юридических и лингвистических экспертиз документа. И что бы этот процесс не сдерживал двустороннее сотрудничество, стороны рассматривают возможность для введения в действие отдельных положений Соглашения еще до завершения процесса ратификации. Но, и для этого необходимо вначале рассмотреть все правовые аспекты.
Отвечая на заданный мною в начале публикации вопрос: «Парафирование – финиш или старт?» - я замечу, что считаю парафирование финалом «очередного раунда», и началом следующего. И чтоб этот «новый раунд» был не менее успешным, чем предыдущий, нам всем необходимо проявить терпение и мудрость, а также научиться видеть всю глубину вопроса, а не лишь находящуюся на его поверхности плоскость.