Олигарх не олигарх, крутой не крутой, но деньги у него имеются. Как принято говорить в народе, «побольше, чем у нас». Вот я на вечеринке-корпоративе и спросил у него, не очень еще возрастного бизнесмена, как он начинал. Ну, в смысле, про «секрет первого миллиона».
— Когда будет миллион, расскажу. Пока его еще нет. Я же не с комсомола начинал. И не с папиных денег. Мне папа вообще — за успешное окончание первого курса подарил «Сникерс» или «Марс». Больше просто не мог...
У меня где-то немножко ёкнуло, вспомнил родное. И — не удержался:
— А что же двигало? Чтоб самому крутиться?
— Есть хотелось...
Если бы мгновенно — я бы подумал: заготовка. Нет, было иначе: подумал, посмотрел в глаза и ответил. Максимально честно и без понтов.
Я — верю. Помню то время — начало 90-ых — когда вечерами боялись выходить, когда в зарождавшихся кафе/ресторанчиках вилки и ложки давали под денежный залог, насчет чашек и тарелок не помню — врать не буду. Инженеры тогда массово становились бухгалтерами, учителя учились брать взятки, а Алекперовы-Абрамовичи-Ахметовы только начинали делать первые бизнес-шажки да бизнес-апперкоты.
И многим студентам (тем, кто рискнул стать студентом в такое время) просто хотелось кушать. А хватало не всегда. Я тогда уже был вузовским преподавателем, поэтому знаю. Помню. Не забуду.
«Есть хотелось»... Это — откровенно. Так и было. Не все начинали с воровства и бандитизма. Кто-то начинал с нуля. Или с головы, или просто с крутиться. Был недолгий промежуток времени, когда этого оказывалось достаточно: рынок еще был «не схвачен», и что-то можно было закрутить даже без стартового капитала.
Это сейчас модно стало говорить о самореализации, о внутренней душевной потребности в создании рабочих мест. «Купил за доллар — продал за два, купил за два — продал за три. А потом... умер дядюшка, который завещал мне миллион». Шутка известная, особенно сейчас, когда докучают вопросами о первом миллионе. И на этом фоне — по-детски настоящее:
«Есть хотелось»...