Пока Таможенный союз предлагает Украине модель сохранения тут производства и создания рабочих мест, наши евроинтеграторы наперебой убеждают в прелестях массового оттока рабочей силы за рубеж!
В спорах по поводу внешнеполитического вектора Украины сторонники евроинтеграции в последние годы вдруг "разлюбили" цифры и отсылки к экономическим показателям. Кризис, начавшийся в еврозоне с 2008 г., все больше заставляет их искать доводы, связанные больше с эмоциями, чем с расчетом. Если раньше сторонники Русского мира больше оперировали терминами вроде "цивилизационного выбора", то теперь мы слышим это от евроинтеграторов, отмахивающих от экономических расчетов, доказывающих острую необходимость Украины в Таможенном союзе, а не в ЕС.
Неудивительно, что статья бывшего министра сельского хозяйства Украины Павла Гайдуцкого, носящего титул академика, стала столь цитируемой в среде сторонников европейского вектора - там хотя бы приводятся какие-то цифры, расчеты и графики. Автор, правда, не удержался от манипуляции этими цифрами, о чем рекомендую почитать в моей последней статьей в газете "2000" "Факты против Таможенного союза? Тем хуже для этих фактов!"
Здесь же я хотел бы обратить внимание на парадоксальный "аргумент", приводимый г-ном Гайдуцким. Опять-таки манипулируя цифрами, академик приходит к выводу, что чуть ли не главным благом для нас от евроинтеграции будет... массовая трудовая миграция с Украины, т.е. фактически эвакуация украинцев с родной земли.
И вот здесь уважаемый академик пользуется цифрами, происхождение которых вызывает большие сомнения. Причем косвенным образом он сам признает их сомнительность: «По неофициальным данным, большинство украинцев работают в России, однако по официальным — наоборот: больше в ЕС, причем втрое... Итак, основной и, главное, более легальный рынок труда украинские трудовые мигранты видят в Евросоюзе». Данный вывод, основанный на неких «официальных данных», выделен жирным шрифтом самим академиком, то есть, я так понимаю, автор исследования придает ему особое значение.
Во-первых, невольно задаешься вопросом: если автор исследования сам признает наличие неких (якобы «неофициальных») данных о том, что большинство украинцев работает все-таки в России, то как это стыкуется с основным выводом-то? И во-вторых, совершенно неясно происхождение этих «официальных» данных, поскольку по всем исследованиям (включая те, на которые в своем труде ссылается Гайдуцкий) «неофициальные» данные о выборе украинцами России в качестве основного места заработка подтверждаются!
«Основным местом приема отечественной рабочей силы является Россия», — недвусмысленно сказано в аналитическом докладе «Население и трудовая эмиграция в Украине», подготовленном Институтом демографии и социальных исследований НАН Украины и Госкомстатом (т. е. вполне официальными структурами).
По данным еще 2008 г., в России работала почти половина украинских «заробитчан» (48,1%). Во всех странах ЕС вместе взятых эта доля была меньшей. А ведь не секрет, что с кризисом 2008 г. многие украинские мигранты вынуждены были уехать из ряда стран ЕС (в первую очередь из Италии и Португалии). И согласно всем данным «российская» доля с тех пор еще больше увеличилась.
Почему же данные Гайдуцкого так резко расходятся с официальными (вдумайтесь, он утверждает, что в ЕС находится втрое больше «заробитчан», чем в России)? С чем это может быть связано?
Но еще более сомнительные данные, приводимые академиком, связаны с денежными переводами, которые осуществляют эти самые «заробитчане». Гайдуцкий пишет: «Еще более впечатляющая ситуация с денежными переводами украинских трудовых мигрантов из-за рубежа. Из стран ЕС в Украину ежегодно от трудовых мигрантов поступает около 15 млрд. евро. Эта сумма втрое превышает сумму таких переводов из России».
И снова-таки автор делает вывод: «Исходя из реальных возможностей Украины в обеспечении занятости и доходов населения, такой высокий миграционный статус ЕС для украинцев — бесспорно, позитив. Выбор и реализация этих возможностей — за простыми людьми. Это выбор права на труд, лучшие заработки, лучшую жизнь и благосостояние. Что составляет основную цивилизационную ценность для людей. Этот выбор очевиден — он европейский».
Мы еще к этому «очевидному» выводу вернемся, но сейчас о базовых данных, которые более чем неочевидны и даже противоречат официальным данным, в том числе приводимым представителями Международной организации по миграции (МОМ), на которую ссылается и Гайдуцкий.
Цитирую эти данные: «По данным Международной организации миграции в Украине и Минсоцполитики, за рубежом трудятся 3—3,5 млн. наших сограждан... Из стран СНГ приходит 40,1% переводов (в деньгах). Львиная доля (88%, или $2,7 млрд.) — из России. Из ЕС — 34,5% ($2,6 млрд.). Еще 9,5% средств (более $700 млн.) наши получают от родственников из США».
Т.е. 40% денежных переводов, согласно официальным данным, поступают на Украину из СНГ, а 34,5% — из Евросоюза! Каким образом академик, базируя основные выводы на совершенно противоположных данных, не заметил этих цифр, непонятно.
Ведь есть же еще и официальные данные Нацбанка Украины, которые полностью опровергают доводы Гайдуцкого: из России в 2012 г. поступило 36,2% всех переводов из-за рубежа на Украину, затем следовали США (9,3%), а из всех стран ЕС поступило меньше трети всех переводов.
И это при том, что средние зарплаты в ЕС выше, чем в России. Из чего можно сделать вывод, что украинские «заробитчане» в Европе работают на гораздо менее квалифицированных, менее оплачиваемых позициях, чем их коллеги, работающие в России. Кстати, это подтверждается и выводами доклада «Население и трудовая эмиграция в Украине», который я цитировал выше. Согласно этим данным, подавляющее большинство «заробитчан» в России — это жители украинских городов, а в Чехии и Италии — сел. Т.е. в Россию едут более квалифицированные кадры, зарабатывающие больше своих сельских «товарищей по несчастью».
Почему по несчастью? Ну а как еще можно назвать ситуацию, при которой миллионы украинцев вынуждены оставлять семьи, срываться с насиженных мест, ехать на не самую большую зарплату за тридевять земель, чтобы кормить своих детей? По-моему, счастьем это назвать сложно.
Сложно, но, оказывается, можно! Во всяком случае г-н Гайдуцкий в своем исследовании чуть ли не главным достижением евроинтеграции для Украины приводит именно возможность для граждан уехать навсегда из этой самой Украины в ЕС! Только возникает вполне закономерный вопрос: так это плюс евроинтеграции или, наоборот, вызов существованию Украины как таковой?
В том-то и концептуальные отличия моделей интеграции, которые предлагают нам Таможенный союз и Европа. Если Москва говорит нам: «Давайте вместе защищать наши рынки, наших производителей, торговать между собой продукцией, производимой на наших заводах, тем самым спасая свою промышленность», то что мы слышим от Европы? А из Европы нам недвусмысленно дают понять: от Украины нужна лишь дешевая, неквалифицированная рабочая сила для поддержания тамошней промышленности. И все!
Причем, заметьте, для самих европейцев это — очевидно, о чем свидетельствует недавнее интервью бывшего польского президента А.Квасьневского журналу Wprost. Он, не стесняясь, называет украинцев «удобной (читай — дешевой. — Авт.) рабочей силой» для поляков, поясняя: «Мы в этом заинтересованы, ибо сегодня в Польше работает несколько сотен тысяч украинцев, заменивших в значительной степени два миллиона поляков, выехавших на Запад. Более того, украинская эмиграция в Польшу удобна, поскольку не порождает конфликтов, — религиозных, цивилизационных — никаких. Они — честно говоря — с нашей точки зрения, самая легкая, самая приятная миграция, которая нам необходима». Очень откровенно, не правда ли? Т.е. полякам, поехавшим работать сантехниками в Лондон и Париж, нужны еще более дешевые сантехники. И Украина — самый удобный источник для этого. О каких «инновациях» тут идет речь?
Самое показательное в этом интервью — даже не откровения Квасьневского, а реакция журналиста, который удивляется: а в чем тут особая тайна, ведь так оно и есть! Для поляков — это очевидно! Они-то, уже свыкшиеся с тем, что львиная доля их промышленных гигантов приказала долго жить, а миллионы поляков стали «заробитчанами» на чужбине, считают такую постановку вопроса нормальной. Мол, раз мы так живем и не жалуемся, то нищие украинцы вообще должны видеть в своих мечтах сладкую перспективу стать прислугой в польских семьях.
Украинский социолог Евгений Копатько, вернувшийся на днях из Страсбурга, рассказал в эфире, что у представителей Европарламента и европейских экспертов вызвала недоумение сама постановка вопроса о демографических рисках, связанных с отъездом миллионов украинцев в Европу в качестве дешевой рабочей силы. Т.е. еврочиновники даже не представляют, что кто-то на Украине должен быть озабочен самой Украиной, если перед украинцами маячит сладкая перспектива заменить «польских сантехников»!
Но ладно еврочиновники. Удивительно, что этим не озабочены украинские аналитики, которые откровенно говорят о том же, но также преподносят массовый отъезд украинцев на чужбину как благо для страны.
Полностью мою статью "Факты в пользу Таможенного союза? Тем хуже для этих фактов!" читайте в газете "2000".
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.