Командир украинского карательного отряда получит по заслугам?

05 липня 2013, 08:51
Власник сторінки
Политолог
0
Командир украинского карательного отряда получит по заслугам?

В Америке за книгу украинского коллаборациониста Михаила Каркоця собираются депортировать, в Польше рассматривается вопрос о предании его суду. На Украине же эту книгу презентуют студентам!


В Америке - очередной скандал, связанный с разоблачением нацистского коллаборациониста - украинца по происхождению. На этот раз в объектив попал 94-летний ветеран вермахта, бывший активист ОУН, бывший офицер карательного отряда "Украинский легион самообороны" и дивизии СС "Галичина" Михаил (он же Мыхайло, он же Майкл) Каркоць-Волк.

Самое интересное, что причиной скандала стала книга «От Воронежа до Украинского легиона самообороны», опубликованная Каркоцем на украинском языке в Миннеаполисе еще в 1995 г. и хранящаяся с тех пор в Библиотеке Конгресса США. Понятное дело, в Штатах она бестселлером не стала, никакого резонанса не вызвала. Но при этом она уже давно известна украинским исследователям истории военного периода, довольно активно цитируется. А в 2002 г. она даже была переиздана в Ровно. Там же состоялась презентация книги, на которую были согнаны собрались преподаватели, учителя, студенты местных учебных заведений. Как "доброе дело" было представлено дарение 500 экземпляров этой книги государственным библиотекам Ровенской области.

Интересно получается! Мемуары, за которые на Украине автора чуть ли не чествуют как "героя", в Штатах становятся предметом расследования прокуратуры, а человека в открытую называют нацистом, "нацистским коммандо", офицером СС, нацистским преступником. Если 94-летнего старца успеют депортировать, то ему грозит суд либо в Германии, либо в Польше, где "подвиги" отрядов "Украинского легиона самообороны" давно стали предметом разбирательств в различных судах.

Из всех операций против поляков, известных ныне как «Волынская резня», украинский ветеран нацистского вермахта подробно живописует лишь налет его легиона на польскую колонию Америка, которая контролировалась Армией Крайовой. В результате налета вся колония была уничтожена.

На самом деле это был не единственный «подвиг» Украинского легиона самообороны на польской земле. Вот лишь краткий перечень злодеяний, обобщенных на интернет-ресурсе «Хронология геноцида, совершенного украинцами против польского населения в 1939—1948 гг.»:

«4 января 1944 г. — в деревне Америка Грубешовского повята Украинский легион самообороны убил 8 поляков...

В ночь на 15 февраля 1944 г. — в районе колонии Эдвардполе Владимир-Волынский отряд Украинского легиона самообороны под командованием полковника Петра Дьяченко... убил более 30 поляков... 22-летнего юношу связали колючей проволокой и утопили в реке Луга; топорами вырубили семью из 5 человек вместе с детьми 7, 11 и 16 лет; 52-летней женщине засунули платок в рот и удушили шнуром...

23 июля 1944 г. — в деревне Хланев Красноставского повята солдаты Украинского легиона самообороны вместе с немцами сожгли 35 польских хозяйств, убив 45 поляков; среди убийц были также украинские женщины; жертвы в основном — женщины и дети...

23 июля 1944 г. — в деревне Владиславин Красноставского повята солдаты Украинского легиона самообороны вместе с немцами убили 23 поляка...»

Это лишь часть тех «подвигов», которые поляки связывают с Украинским легионом самообороны, или 31-м батальоном СД. Правда, Каркоць в своих мемуарах о данных «сражениях» предпочитает не вспоминать.

Как опускает и «подвиги» легиона, подробно реконструированные Люблинским судом на процессе по делу Теодора Дака, сослуживца Каркоця по легиону. В ходе слушания дела в 1972 г. суд установил следующее (цитирую материалы дела):

«В июле 1944 г., незадолго перед вступлением Советской Армии, в Тудоркович приехал Украинской легион самообороны (УЛС), которым командовал немецкий офицер майор Ассмус. Тот легион состоял из нескольких сотен украинских солдат. Почти вся «боивка» УПА во главе с Теодором Даком добровольно вступила в ряды УЛС. Сразу же после вступления в Легион обвиняемый был назначен командиром отделения, в состав которого вошли жители Тудорковича.

После короткого привала УЛС начал отходить на Запад. Вечером 22 июля под Хланевым, около Красного Става, на голову колонны напали партизаны, и в рукопашном бою погиб командир Легиона майор Ассмус. В ответ приказано пацифицировать (усмирить. — Авт.) село.

Украинские отряды окружили Хланев. Часть из них ворвалась в село и расположенный рядом Владиславин и начала убивать жителей, поджигать дома и грабить имущество. Легионеры проявили невиданную жестокость, убив 44 человека, в том числе женщин и детей. Во время той акции Теодор Дак — согласно полученному приказу — имел задание сделать невозможным побег жителей села.

После пацификации Хланева Легион отошел на территорию краковского воеводства и расквартировался в Воле Буковской около Мехова... Немецкие власти использовали УЛС для борьбы с подпольным движением.

5 августа 1944 г. немцы при участии точно не установленного количества украинских отрядов начали пацификацию Скальбмера и завязали бой с расквартированным в местечке отрядом Армии Крайовой... В результате пацификации в Скальбмере погибли 64 человека, в том числе 22 женщины и 13 детей в возрасте до 10 лет...

Легионеры начали убивать людей и грабить их имущество. В Шарбии погибло 11 человек, в том числе одна женщина...

УЛС и далее квартировал в Воле Буковской и использовался для борьбы с партизанами. В сентябре часть отряда, в том числе также обвиняемый, была передислоцирована в Варшаву и принимала участие в борьбе с повстанцами».

Надо заметить, «славную страницу» истории легиона, связанную с жестоким подавлением Варшавского восстания, Каркоць в своих мемуарах также упустил. А между тем Теодор Дак за перечисленные «подвиги» в качестве приговора получил 25 лет тюрьмы.

Польский историк М. Маевский в «Заметках об операциях Украинского легиона самообороны» перечисляет немало подобных историй и карательных операций с участием 31-го батальона СД. Он прямо указывает и на то, что в жестокой «пацификации» Хланева участвовала и сотня Каркоця-Волка. Тот же историк утверждает, что в подавлении варшавского восстания лично участвовал и Каркоць, и его жена, служившая санитаркой легиона. Повторюсь, ни Каркоць, ни его жена, также дописавшая свои главы к мемуарам мужа, о своем пребывании в Варшаве в 1944 г. предпочли не вспоминать. Что уже само по себе наталкивает на определенные выводы.

Зато их «подвиги» навсегда врезались в память польских жителей районов, по которым «погуляли» каратели Украинского легиона самообороны. Одна из немногих выживших в хланевской резне Хенрика Яблонска, узнав о деле Каркоця в Америке, поделилась с журналистами своими жуткими воспоминаниями о том, как она, 6-летняя девочка, чудом спаслась во время той карательной экспедиции 31-го батальона СД.

Яблонска вспоминает, как «солдаты веером рассыпались во всей деревне, стреляя в ее жителей, бросая гранаты в дома, поджигая здания, в которых было полно женщин и детей». У нее на всю жизнь остался в глазах нападающий в темной униформе, который целится в нее, в ее родителей и сестру на грязной дороге между горящими домами. Одна осечка, вторая... Затем раздался призывный крик: «Стреляй в них!»

Она запомнила, что кричали каратели на чужом языке, но она их прекрасно понимала, так как он был очень похож на польский. Подбежавший на крик затем отпустил мать с детьми, приказав отцу следовать за ним. Через несколько часов, когда каратели ушли, дети нашли отца в кукурузном поле с зияющей раной в голове и ножевым ранением в груди. Рядом с ним лежали трупы еще двух односельчан.

87-летний Станислав Банах также с ужасом вспоминает этот налет украинских «героев». Его отец, увидев людей в темной нацистской форме, приказал ему и его брату Казику бежать в лес. Подростки успели скрыться в стогах неподалеку. Вскоре они нашли своего отца с перерезанным горлом — типичная для «украинских патриотов» «работа».

И Яблонска, и Банах скептически отнеслись к шуму, поднятому в Америке вокруг дела Каркоця. «Что ж хорошего? — отозвалась на это известие Хенрика. — Ему уже 94 года, и он столько лет провел в спокойствии, в окружении своей семьи»...

Подчеркиваю, этого человека и ему подобных привечают нынче на Украине. Все чаще мы видим марши памяти в честь вояк СС "Галичина", офицером которого успел побывать каратель Каркоць, все чаще мы слышим призывы о признании карательных подразделений вроде УЛС "борцами за незалежну Украину", все чаще мы видим, как книги, за которые на Западе подвергают депортациям и судам, распространяются в государственных учреждениях Украины.

Вряд ли Каркоць успеет получить по заслугам - процессы о лишении американского гражданства и депортации могут длиться месяцами, а то и годами, учитывая же возраст ветерана вермахта, ожидать, что он предстанет перед польским судом, довольно сложно. Но меня сейчас волнует другое. Важно, чтобы здесь, на Украине, не забывали "заслуги" этих "героев" и чтобы кавычки вокруг этих слов не исчезали...

Более подробно о "заслугах" украинского карателя Каркоця по кличке "Волк" читайте в моей свежей статье "Почти герой" в свежем номере газеты "2000".

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Гости Корреспондента
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.