Украинские законодатели пытаются ударить по курению, полностью запретив его рекламу. В то же время полмира уже выяснило, что так можно ударить только по СМИ, но не по курильщикам.
Вот уже ровно год, как нет на наших улицах билбордов с рекламой табачных изделий, и освобождены от напряжения ею сетчатка глаза и перепонка уха, ибо нет оной ни на ТВ, ни на радио. Ну и, само собой, рекламные полосы в глянцевых изданиях занимают совсем не сигаретные бренды, а что придется. Результат налицо — медиарынок в довесок к общему финансовому кризису получил еще и хороший удар под дых, чтобы и курить-то особо не хотелось.
И вот на пороге 2011-го нашептала муза нечеловеческого здоровья еще одну идею: а не запретить ли вообще любое упоминание о табаке даже в специализированной прессе? Наверняка же такой информационный запрет оттолкнет курильщиков от сигарет как понятия. И в одночасье о них забудут, словно их и не было. Разве нет? Проснется как-то утром студент Петров с десятилетним стажем курильщика, посмотрит, что рекламы сигарет нет нигде, и — айда на турниках крутиться.
Между тем имеем западноевропейский опыт — например, Германии, где количество курильщиков из года в год идет на убыль, при приблизительно тех же оборотах рынка внешней рекламы табачных изделий. Почему, спросите вы. Да все очень просто. Немецкие законотворцы ведут политику не запретов, а разъяснения населению вопросов вреда курения. И, как ни удивительно, делают это в первую очередь именно при помощи средств массовой информации. Об этом — ниже.
В Германии, равно как и в массе западноевропейских стран, например Швейцарии или Бельгии, прижилась еще одна методика борьбы с опасной привычкой: перманентное увеличение цены на сигареты. Так, пачка из 25 самых дешевых сигарет неизвестной в Украине торговой марки на кассе в немецком супермаркете сегодня стоит 4,90 евро. Стандартные же пачки известных в мире марок стоят на один евро дороже. Те есть цена приблизительно в пять-семь раз выше, чем в Украине или России.
Следует заметить, что в стандартных пачках на прилавках немецких супермаркетов и киосков уже не 20, а 18 сигарет. А еще до недавнего времени их было 19. Таким образом, тенденция к постепенному сокращению объема пачки при неизменной форме — еще одна особенность западноевропейской методики отучения от курения. В данном случае сокращение количества никотина в сигаретной пачке происходит в буквальном смысле.
Все это обширно подкрепляется социальной рекламой здорового образа жизни и непосредственно на практике — например, цены на месячный абонемент в современный фитнес-центр с тренажерами на электронных чипах и несколькими саунами/бассейнами колеблются в рамках 50-90 евро в месяц. Спорт для Германии — политически важный вопрос.
А что же происходит в Украине? Во-первых, забота о здоровье народа налицо: за те же деньги при помощи сарафанного радио можно найти прекрасную подвальную качалку со сварными арматурами на штангах и курилкой на заднем дворе. Говоря о развитии спорта в целом в стране, обойдемся без подробностей: наши спортсмены уже давно привыкли сами искать спонсоров для представления страны на международных соревнованиях до тех пор, пока не находят себе другую страну. Ну и во-вторых, введен в действие закон, запрещающий рекламу табака в СМИ, за исключением специализированных изданий. А с праздничного дня 1 апреля готовится к вступлению в действие запрет вообще на какое бы то ни было упоминание о табаке в печатном виде.
Безусловно, я не защищаю медиа, в которых присутствовал явный переизбыток табачной рекламы. Но зачем же бросаться из крайности в крайность? Неужели не проще установить четкий лимит на объемы такой рекламы в изданиях и обязать как табачников, так и участников медиарынка вести разъяснительную работу среди населения о вреде курения, а вместе с тем и заниматься обязательной пропагандой здорового образа жизни? Дорогие законотворцы, почему бы вам для решения проблемы курения не попытаться использовать медиа во благо?
Но, увы, поскольку даже намеков на такой исход нет, в связи с запретом табачной рекламы сегодня имеем следующую картину в украинских медиа: из-за оттока 70-80% рекламных бюджетов рухнули журналы — гиды по городской жизни, на ладан дышат глянцевые ежемесячники, как оспой побило общественно-политические и деловые издания. Условий для прихода в страну новых инвесторов, которые могли бы увеличить рекламный рынок для СМИ, тоже не наблюдаются. В целом все идет к неизбежному переходу независимой прессы под спонсорское начало, как правило — политическое, что оставляет ей шансов остаться независимой не больше, чем подростку бросить курить при отсутствии рекламы сигарет, но при крайне доступных ценах. Аргумент же закона непоколебим: потеряем независимые медиа, зато люди не будут видеть табачную рекламу.
Ноябрь 2010 года. На каждой остановке Кельна — рекламные щиты торговых марок сигарет, предупреждающих о вреде курения. Почти в каждом баре — бесплатные журналы, просвещающие в табачных вопросах. У человека всегда должен быть выбор. Вооруженный полной информацией к размышлению, человек сам для себя должен решить, курить ему или нет. А запрет чего бы то ни было — это, скорее, стимуляция к нарушению, чем выход. И поэтому немного смешно и много грустно, когда вновь слышишь о «проповедовании на территории Украины европейского пути решения проблемы курения». По крайней мере Германия и целый ряд стран Западной Европы об этом пути ничего не знают.
***
Эта колонка опубликована в №2 журнала Корреспондент от 21 января 2011 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.