Будущее атомной энергетики вызывает ожесточенные споры. Какую позицию должна принять Украина?
Противники этого вида энергии настаивают на резком увеличении доли альтернативных видов топлива в энергобалансе мировой экономики. Но насколько это реально?
Реакция общественности на события в Японии - это реакция на катастрофу с большим количеством человеческих жертв. Когда падает самолет – люди более настороженно относятся к авиаперелетам. Забывая, при этом, что в автомобильных катастрофах погибает в сотни раз больше людей.
Последствия для окружающей среды и здоровья людей, связанные с любым другим видом производства энергии (например, предприятиями тепловой электроэнергетики), не менее, а то и более масштабны. Но данные о вредных выбросах ТЭС в атмосферу не тиражируются СМИ, а потому менее резонансны. При этом, результатом выбросов ТЭС является не только преждевременная смертность (по Украине до 30 тыс. в год), но и загрязнение почвы и воды, со всеми вытекающими последствиями для экспортного потенциала сельского хозяйства страны.
Конечно, события в Японии популярности атомной энергетики не прибавят. Однако, не думаю, что это кардинально изменит структуру энергопотребления в мире и даже в самой Японии. Землетрясение в 9 баллов – редкость, даже для страны, которая расположена в сейсмически опасной зоне. Речь идет о форс-мажорном событии, которое случается раз в 30-50 лет. Кроме того, авария в Японии произошла на устаревших энергоблоках, сегодня научные исследования шагнули вперед и на рынке появились более "безопасные" технологии которые можно и нужно применять.
На долю атомной энергетики в Европейском союзе приходится примерно 15% всего потребления энергии. Нельзя сказать, что это общий тренд для всех европейских стран. Каждое государство свободно принимать решения по развитию тех или иных отраслей ТЭК. Естественно, в рамках общих целей Евросоюза, например, по сокращению вредных выбросов и преодолению зависимости от импортных источников энергии.
Реакция на события в Японии не заставила долго ждать. Германия, к примеру, объявила мораторий на решение о пролонгации сроков работы атомных энергоблоков. Однако, во-первых, данные энергоблоки установлены еще в 70-х годах и возможно их объективно стоило закрыть. Во-вторых, в стране в скором времени состоятся выборы и канцлеру Ангеле Меркель важно сохранить позиции своей партии. Наконец, экономика страны может себе это позволить. Структура производства электроэнергии в Германии достаточно хорошо сбалансирована: 55% - уголь и газ, 23% - атомная энергия, а 16% - возобновляемые источники энергии.
Прямо противоположная ситуация во Франции. АЭС производят 77% электроэнергии, ГЭС - 14%, и ТЭС - около 8%. Это наглядный пример государства, которое сделало ставку на атомную энергетику и вряд ли сможет быстро от нее отказаться.
Нет сомнений, что в будущем доля возобновляемых источников будет увеличиваться: однако вряд ли превысит 10-15% от общего потребления энергии. В ряде странах ЕС их доля может вырасти и до 60-70%, как например в Австрии, Швеции и Латвии, однако это скорее исключение. В 2030 году, по прогнозам Международного энергетического агентства, уголь, нефть и газ будут по прежнему занимать львиную долю - до 80% - в мировом энергобалансе. Конечно, человечество всегда может придумать новую технологию производства энергии, которая потеснит традиционные, но это из разряда фантастических прогнозов.
В Украине также не предвидится пердела энергетического рынка. Атомная и тепловая генерации будут занимать ведущие роли. Доля альтернативных видов будет незначительно увеличиваться, в основном за счет использования механизма «зеленых тарифов».
В этом десятилетии заканчивается срок эксплуатации 12 энергоблоков АЭС. Вероятно, правительство продлит срок их действия, как это было сделано в случае с блоками Ровенской АЭС, и в перспективе реализует планы по строительству двух новых энергоблоков на Хмельницкой АЭС. Вопрос хранения отработанного топлива решается. Это кроме всего будет означать, что тарифы на атомную энергию в Украине будут расти - правительство будет вынуждено компенсировать дополнительные затраты, в частности на утилизацию отработанного ядерного топлива.
На мой взгляд, успешное решение проблемы энергетической безопасности возможно только тогда, когда государство принимает во внимание все её аспекты - технологический, экологический и экономический. Поэтому, Украине стоит избегать однобокого подхода и кренов в сторону только "дешевой", только "зеленой", или только "отечественной" энергии. Кстати, несмотря на что Япония - третья после США и Франции страна по объёмам потребления атомной электроэнергии - в энергобалансе этого островного государства, не имеющего своих энергетических ресурсов, уголь и газ составляют примерно по 20%.
Наконец, вопрос энергетической безопасности перестанет быть столь острым, если страна повысит эффективность потребления энергии - будь то атомной, или солнечной.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.