Власник сторінки
член наблюдательного совета Intecracy Group, международного консорциума, объединяющего более 15 компаний, которые работают на IT
Украинские разработки программного обеспечения стали одной из основных статей экспорта страны.
Вопрос в
том, как из небогатого подрядчика мировых гигантов бизнеса превратить Украину в
одного из мировых лидеров в сфере IT.
Все эти годы Украина представлялась в бодрых отчетах Госкомстата центнерами и тоннами ресурсного вала. Но там не было одной любопытной цифры. Эта цифра вышла из отчетов одной международной консалтинговой компании, сразу же заставив всех понять, что Украина это не только земля и металл, но и крупнейшая в Европе концентрация инженерного потенциала.
Показатель этот гласит, что экспорт услуг украинских программистов уже в 2011 году составил более $ 1 млрд, сравнявшись с такими отраслями, как экспорт оружия и черная металлургия. Более того, ежегодно экспорт IT-продукции растет на 30-40%. Эта цифра относится только к разработкам на заказ и показывает профессиональный, технический и интеллектуальный потенциал страны.
Сегодня в перечне клиентов украинских аутсорсинговых компаний можно увидеть более половины списка крупнейших корпораций США авторитетного американского журнала Fortune. Не всегда заказчики позволяют разглашать их имена, но я могу сказать, что среди них — всемирно известные немецкие автомобильные концерны, крупнейшие американские банки и т. д. То есть разработки украинских программистов становятся частью самых конкурентоспособных продуктов в мире. Отечественным программистам не нужно время, чтобы чему-то научиться и начать это делать, — они это уже делают. И слава богу. Если их знания не востребованы дома, они находят, как заработать себе на жизнь, за рубежом.
Проблема заключается в том, что результат такого труда не является собственностью украинских компаний. Они не обладают продуктом с высокой добавленной стоимостью. Им обладает заказчик. Если бы украинские компании были владельцами конечного продукта, их доход был бы в разы выше, а значит, и отчисления в бюджет, и то, что их сотрудники потратят на товары других производителей. Иными словами, украинские IT-компании пока выступают в роли бангладешских швейных фабрик, шьющих одежду по заказам западных ретейлеров, которые продают ее потом в своих сетях в разы дороже себестоимости.
Для того чтобы выйти на другой уровень, украинцы вынуждены уезжать в развитые страны, откуда можно выйти со своим — но уже, скажем, американским — продуктом на глобальные рынки. А для того чтобы сама Украина перешла на кардинально новый уровень, необходим мощный внутренний рынок и жесткое соблюдение авторского права, прежде всего, самим государством. В США, Германии, Израиле, Канаде и Эстонии IT-индустрия получила сильнейший допинг в виде государственных (электронные сервисы) и военных заказов. Фактически все крупнейшие международные IT-компании выросли на домашних заказах и продвигались по миру при активной поддержке торговых представительств при посольствах и финансовой поддержке стимулируемых государствами высокотехнологичных инвестфондов.
Самый яркий пример из вышеперечисленных — Израиль. В начале 1990-х в мире началось бурное развитие IT-бизнеса и особенно интернет-технологий. Одновременно с этим на пенсию начали выходить израильские военные — армия страны всегда была высокотехнологичной. К тому же произошел мощнейший приток инженерной и научной мысли из бывшего Союза. В сочетании со сформированным фондовым рынком и инновационностью израильтян это дало старт взрывоподобному развитию всей хай-тек-индустрии Израиля. Экспорт технологий и лицензий на использование продуктов IT из Израиля составляет теперь десятки миллиардов долларов в год. Подчеркиваю — миллиардов. Израиль с его семимиллионным населением стабильно занимает третье, а то и второе место в мире по выводу технологических стартапов на фондовый рынок.
Во многом IT-бизнес Израиля создан нашими бывшими соотечественниками. И в голове все время крутится вопрос: что мешает 46-миллионной Украине с ее инженерным потенциалом встать на один уровень с маленьким Израилем?
Важно четко представлять, что информационные технологии являются такой же составной частью инфраструктуры страны, как транспорт и энергетика. В Украине заказчиком таких услуг для начала могла бы стать оборонная отрасль и так называемое электронное правительство. Также большую роль играет ажиотаж, то есть общее стремление к технологичности. К счастью, в Украине в лице политехнических вузов действует неплохая школа по производству программистов.
В последние же два года украинские чиновники представили свое видение развития IT-отрасли. Довольно традиционное, надо сказать. Они создают свои карманные компании и выбивают под них огромные бюджеты. Результатом работы таких «IT-стартапов» становится отсутствие реального результата и исчезнувшие деньги.
Поскольку отличительной чертой IT-индустрии является фактическое отсутствие границ и сильнейшая международная конкуренция, профессиональный уровень украинских программистов уже находится на мировом уровне. Если Украина будет прозрачна и привлекательна для международного бизнеса, она за десять лет станет одним из мировых лидеров в области IT. Правда, одними лишь карманными компаниями чиновников, которые норовят выпотрошить бюджет, такого прорыва не добиться.
***
Эта колонка опубликована в №8 журнала Корреспондент от 1 марта 2013 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.