И почему только после угрозы увольнения глава НКРЭКУ Тарасюк остановил манипуляции на рынке.
Доигрались. Из-за массовых манипуляций на рынке электроэнергии, условия для которых создал энергетический регулятор НКРЭКУ под руководством Валерия Тарасюка, цена электроэнергии упала ниже себестоимости производства. В результате, чтобы не уронить экономику энергосистемы, диспетчеру пришлось выключить блок АЭС.
13 июня в Украине был отключен четвертый блок Запорожской АЭС. А 18 июня в аварийный ремонт вышел еще и блок Хмельницкой АЭС.
Отключение блоков АЭС, на первый взгляд, - рядовое событие. Если почитать сводки "Энергоатома", то увидим, что отключение блоков АЭС – частое мероприятие. Их останавливают на плановый ремонт, или выводят временно в резерв. Случаются и поломки.
Но у этих отключений есть общий знаменатель – правила, которые создала на рынке Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ). Эти правила привели к тому, что четвертый энергоблок АЭС пришлось вывести в резерв из-за балансовых ограничений. Проще говоря, энергоблок отключили о команде диспетчера "Укрэнерго", чтобы не допустить краха рынка.
Вот как это было.
Команда отключить поступила из-за профицита электроэнергии, схем трейдеров и (как следствие) катастрофического падения цен на рынке. Они опустились ниже себестоимости производства самой дешевой электроэнергии - атомной.
Запорожская атомная - крупнейшая электростанция в Европе. Она эксплуатирует шесть атомных блоков. Чтобы поднять цену на рынке, возникла необходимость убрать часть электроэнергии с рынка.
Но почему обвалились цены?
Одной из причин был профицит электроэнергии. Ее производят гораздо больше, чем покупают. Высокий уровень воды в реках вынуждает ГЭС срабатывать больше воды. К тому же, в 2021 году увеличились объемы генерации "зеленой" электроэнергии, хоть и значительно меньшими объемами, чем в предыдущие годы.
С другой стороны, снизилось потребление электроэнергии. Из-за холодной весны и прохладного июня сместился сезон использования кондиционеров.
Ситуацию с ценами усугубили спекуляции частных трейдеров. Они начали массово продавать несуществующие объемы электроэнергии и обвалили рынок. Такую торговую стратегию на рынке называют "торговля воздухом".
Сейчас в Украине вырабатывается больше электроэнергии, чем способна потребить экономика. Все участники рынка знают это и спешат распродать электроэнергию напрямую потребителям, или на сегментах – Рынок сутки вперед (РСВ – электроэнергия продается сегодня с поставкой завтра) и Внутрисуточный рынок (ВСР – электроэнергия продается за два часа до поставки).
Если производитель/трейдер не смогли продать электроэнергию по прямым договорам, или на РСВ и ВСР, то она выпадает на балансирующий рынок. Это рынок наказания, тут электроэнергия может продаваться с дисконтом до 100% от цены РСВ.
Ранее дисконт не мог быть больше 45% от цены на РСВ, но энергетический регулятор НКРЭКУ под руководством Валерия Тарасюка отменил это ограничение. Это открыло дорогу для спекуляций для некоторых трейдеров. Злые языки говорят, что это приближенные к Тарасюку трейдеры.
Они массово начали выставлять на РСВ объемы электроэнергии, которых у них не было. Они знали, что завтра на ВСР электроэнергия будет еще дешевле, ведь если генерация не сможет продать электроэнергию хоть по какой то цене, то выпадет на балансирующий рынок, где ее заберут практически бесплатно.
Так они массово начали продавать на РСВ электроэнергию, которой у них по факту не было. В результате, генерация вытеснялась на ВСР, где была вынуждена продавать ее еще дешевле. Перед генерацией стоял выбор: продать с убытком на Внутрисуточном рынке или вывалиться со своими объемами на балансирующий рынок, где ее заберут почти бесплатно.
Комиссия по тарифам НКРЭКУ, которая создала эту возможность для обогащения частных трейдеров, могла остановить "торговлю воздухом", но ее глава Тарасюк отказался это сделать. Так продолжалось долго, но наконец закончилось курьезом.
Чтобы окончательно не уронить экономику генерации, диспетчер "Укрэнерго" дал команду выключить блок крупнейшей в Европе АЭС. Цены начали понемногу расти.
О "торговле воздухом" узнали (или сделали вид) в Офисе президента, и над Тарасюком нависла угроза увольнения.
И только после возможной угрозы смены членов НКРЭКУ и руководства манипуляции на энергорынке утихли.
Комиссия официально дополнительно не принимала для этого решений, кроме увеличения максимально предельных цен на рынке электроэнергии на сутки вперед (РСВ) и внутрисуточном рынке (ВСР). В итоге цены на ВСР стали выше цен на РСВ, как и должно быть.
Ниже я прикреплю скрин из закрытого чата трейдеров, которые обговаривают рост цен на ВСР. Разговор состоялся 18 июня, перед длинными выходными, когда потребление электроэнергии падает, а за ним – и цена.
Вечером того же дня незапланированно в аварийный ремонт вышел блок Хмельницкой АЭС, но уже по другим причинам. Отключились питательные турбонасосы, и сработала защита реакторной установки. Прямой результат недофинансирования ремонтов из-за схем на рынке. Работа блока АЭС была восстановления 20 июня.
В результате, вместо падения цен электроэнергии они выросли - цена электроэнергии на Рынке на сутки вперед 21 июня выросла до 1569 грн/МВт-ч. На 20% больше, чем в первой половине июня, и почти на 70% больше, чем средняя цена за май.
Рост можно было полностью списать на остановку еще одного блока АЭС. Но работа блока АЭС была восстановления 20 июня, при этом цена электроэнергии на вторник 22 июня понизилась до 1339 грн/МВт-ч, но это все равно в полтора раза дороже майской цены.
То есть, как видим, кроме незапланированного отключения одного блока, был еще один существенный фактор роста цены до нормальных значений – и это остановка "торговли воздухом", условия для которой создала НКРЭКУ возглавляемая Тарасюком, который контролирует большинство членом комиссии.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.