Как успеть запрыгнуть в поезд нового технологического уклада
Став президентом, Джо Байден установил моду на экологичность. Эта мода продлится ближайшие пять лет, если позволит здоровье одного бегуна по трапам.
В отличие от наших "мод", экологичность в Штатах - это не просто декларации. Программа стимулирования экономики США содержит "зеленый" пакет на сотни миллиардов долларов.
О чем это говорит? Как минимум, что все всерьез. За такими масштабными цифрами может скрываться переход на следующую технологическую ступень. Добавим аналогичную европейскую программу, и возникает сильное подозрение, что страны "золотого миллиарда" опережающими темпами движутся в мир с приставкой "эко".
Откуда энергия в Украине
Что это значит для Украины, которая укоренилась в тройке лидеров Европы по выбросам вредных веществ? Мы рискуем оказаться за бортом прогресса. Это повод задуматься, как быть раньше. Высокий "зеленый тариф", конечно, меня тоже возмущает. Но бороться с ним, ликвидируя альтернативную энергетику, - это все равно, что лечить царапину отсечением пальца. Нужна разумная осознанная стратегия. Это первый момент.
Второй. Понятно, что огромная доля выбросов приходится на тепловые станции. Понятно, что это не попытка решить проблему окружающей среды, а "наброс" на "ДТЭК" Рината Ахметова в рамках программы деолигархизации Зеленского. Понятно, что мы еще увидим, чего на самом деле добивается президент.
К тому же, кроме Ахметова, уголь на ТЭС сжигают государственная "Центрэнерго" (14% установленной мощности по стране) и "Донбассэнерго" Максима Ефимова. А еще есть крупные ТЭЦ компании "Технова" Шкрибляка и другие, более мелкие. В общем, не Ахметовым единым.
Третий момент. Но мне стало интересно, действительно ли Украина - самый главный потребитель угля и загрязнитель Европы?
Я обнаружил структуру генерации электроэнергии 24-х стран Европы, и сравнил ее с Украиной.
У нас больше 58% электроэнергии генерируют атомные электростанции. Еще 25% электроэнергии, в зависимости от времени года, производят ТЭС и ТЭЦ. 10-12% дают ГЭС и ГАЭС. Объемы их генерации зависят от уровня половодья на реках. Сейчас, например, "Укргидроэнерго" буквально заливает Украину дешевой энергией – условия благоприятны.
Еще до 9% электроэнергии производят солнечные и ветроэлектростанции (СЭС - 5,5%, ВЭС - 2,7%).
Примерно 70-80% электроэнергии в Украине производится условно чистыми источниками электроэнергии. Они не генерируют выбросы в атмосферу. Соответственно 20-30% - электроэнергия, полученная от сжигания угля.
"Чистые" европейцы
А теперь как в Европе? На мое удивление, в Европейском союзе нет однородной картины генерации. Одни страны полностью или практически полностью избавились от ископаемого топлива, а другие жгут уголь как Украина, или даже интенсивнее.
Если взять среднее значение, примерно половина электроэнергии в ЕС-27 производится атомными станциями, СЭС и ВЭС. Треть электроэнергии - из угля и газа. Еще порядка 20% - это гидроэлектростанции и биоэнергетика.
Стран, которые полностью, или частично избавились от использования ископаемого топлива, совсем немного. Полностью отказалась от сжигания ископаемых отказалась Швеция. Больше половины электроэнергии страна получает от гидро-, солнечных и ветровых электростанций. Еще примерно 25% дает атомная генерация.
На второе место можно поместить Австрию, которая на две трети обеспечивает себя чистой электроэнергией, полученной от гидроэлектростанций, СЭС и ВЭС. Еще примерно треть электроэнергии генерируется за счет сжигания газа. Это маневренные тепловые мощности, которые замещают СЭС и ВЭС, когда нет достаточного солнца или ветра.
Франция получает больше половины электроэнергии от атомных электростанций. Страна совсем не использует уголь. Лишь в небольших долях, а это примерно 5-10%, представлена альтернативная энергетика и газовая генерация.
Уголь для производства электроэнергии не используют Бельгия, Испания, Латвия, Литва и Эстония. Но это не значит, что перечисленные страны обеспечивают себя электроэнергией на 100%. Их энергосистемы синхронизированы в систему ENTSO-E (куда Украина тоже движется), что позволяет им импортировать недостающие объемы электроэнергии из других стран. А импортная электроэнергия производится в том числе из угля. То есть, пока в одной стране ЕС жители дышат на полную, в другой для них сжигают уголь.
Есть страны, которые покупают электроэнергию у диктаторских режимов. Например, Латвия и Литва импортируют электроэнергию из Белоруси. Хотя им этот факт явно не нравится.
"Грязные" европейцы"
А теперь порейтингуем страны, которые сжигают уголь. Абсолютным антилидером в ЕС является Польша. Страна производит из угля больше 80% электроэнергии. Не все так плохо в Украине, да?
Еще примерно 10% электроэнергии Польша получает путем сжигания газа, и столько же приходится на альтернативную энергетику.
Кстати, именно структура генерации Польши может стать препятствием синхронизации Украины с энергосистемой Евросоюза. Дело в том, что после синхронизации в Польшу хлынет наша дешевая атомная электроэнергия, которая начнет вытеснять дорогую угольную польскую. И тогда перед властями Польши станет вопрос: что делать с ТЭС, польскими шахтами и шахтерами?
Вот почему уже сейчас, по моей информации, поляки пытаются затормозить процесс синхронизации Украины с ENTSO-E.
Второе место антирейтинга занимает Чехия. Страна производит из угля больше трети электроэнергии. Еще столько, или чуть меньше, генерируется атомными станциями. Остальное закрывается газовой генерацией. Альтернативная генерация в стране практически не представлена.
Более 30% электроэнергии, сжигая уголь, получают Болгария и Словения.
Германия продолжает генерировать четверть электроэнергии угольными теплоэлектростанциями. Страна взяла курс на отказ от атомной генерации, сегодня ее доля сократилась примерно до 5%. При этом больше трети электроэнергии производится с помощью СЭС и ВЭС. Остальное закрывается газовыми станциями и биоустановками.
Но тепловые станции могут работать не только на угле. Глядя на структуру генерации электроэнергии Германии, становится понятно, почему власти этой страны так поддерживают достройку “Северного потока 2”, по которому в обход Украины пойдет российский газ. С точки зрения экологии, это фактически чистое ископаемое.
20% электроэнергии из угля получает Румыния, до 10% - Греция, Дания и Ирландия.
Как видим, не совсем соответствует действительности тезис, что тепловые станции Украины - самые большие производители грязных выбросов в Европе.
Да, у нас не самые новые и чистые ТЭС и ТЭЦ, но и в других странах Европы их не вчера построили.
К тому же, за последние пять лет доля тепловой генерации в общем производстве электроэнергии уменьшилась в Украине на 5%, а по итогу 2021 года сокращение составит целых 7,6%.
Green Deal
Но на этом хорошие новости для нас заканчиваются. Совсем скоро ЕС начнет активный этап сокращение использования ископаемого топлива, в первую очередь угля, и модернизацию промышленности. В том числе, за наш счет.
Европейский союз начал активную фазу реализации Европейского зеленого курса (European Green Deal).
Green Deal предусматривает сокращение выбросов парниковых газов в Евросоюзе на 40% к 2030 году. К 2050 году ЕС хочет выйти на нулевые выбросы парниковых газов.
ЕС намерен двигать проект за счет кардинальной модернизации промышленности, которая будет финансироваться в том числе за счет бюджета Евросоюза. Общий объем европейского финансирования программ по декарбонизации экономики составляет €790 млрд на ближайшее десятилетие. Это деньги как частного бизнеса, так и международных финансовых институтов вроде ЕБРР.
Совершенно очевидно, что вложение денег увеличит себестоимость европейской продукции. А значит, конкурентоспособность предприятий из ЕС снизится. Чтобы уравнять местных производителей и импорт, который будет произведен с помощью "грязной" дешевой энергии, Евросоюз прибегнет к классическому протекционизму (ВТО? Не слышали).
ЕС введет Carbon Border Adjustment – заградительный налог, который будет взиматься при импорте в ЕС продукции. Его ставка будет зависеть от объемов выбросов СО2 в процессе ее производства.
Давайте назовем его "налогом на "грязную" энергию". Он начнет действовать в 2023 году. Уже подсчитано, что примерно треть украинского экспорта в ЕС окажется не конкурентным. Весь экспорт из Украины, произведенный с помощью сгенерированной на ТЭС/ТЭЦ электроэнергии, будет облагаться этим налогом, который пойдет потом на модернизацию генерации и промышленности ЕС. Вот что я имел в виду, когда говорил "за наш счет".
Уже сейчас известно, что Carbon Border Adjustment будет вводится в отношении конкретных компаний, а не Украины как государства. Но коснется он, в первую очередь, ключевых отраслей страны: электроэнергетики, металлургии и производства удобрений. Эти отрасли наиболее энергоемкие.
Например, четверть украинского стального проката поставляется в ЕС. Вскоре его начнут облагать налогом, и мы потеряем премиальный рынок.
Что делать с "зеленой" генерацией?
Украина уже наполовину скатилась до уровня сырьевой державы с IT-уклоном. Чтобы не закрепиться в этом качестве окончательно, необходимо срочно начинать декарбонизацию экономики. В переводе, это означает увеличить объемы электроэнергии с нейтральными выбросами углерода.
Потенциал развития гидроэнергетики, по большому счету, ограничен. А значит, нужно развивать или атомную, или "зеленую генерацию".
Расширение в сторону "атомки" – крайне дорогостоящее предприятие, требующее десятков миллиардов долларов инвестиций. С альтернативкой ситуация не легче. Если раньше мы говорили о необходимости снижения "зеленых" тарифов, то сейчас наш ключевой торговый партнер создает такие условия, при которых мы вынуждены будем максимально быстрыми темпами стимулировать развитие "зеленой" энергетики. А это во многом противоположные задачи.
С учетом текущих проблем на рынке "зеленой" генерации, наращивать объемы генерации "чистой электроэнергии" будет сложно. Мало кто захочет в нее вкладывать деньги. На то есть две причины.
Во-первых, накоплены огромные долги. Экономика при нынешней цене на электроэнергию не "тянет" платежи по "зеленому" тарифу. Повышать цену уже некуда, население не платит даже по текущим ценам. Возник своего рода коллапс.
Основные деньги алтернативщики получают от ГП "Гарантированный покупатель". Оно обязано выкупать электроэнергию по "зеленому" тарифу и продавать ее на рынке. Но модель разбалансирована. Гарпок должен "зеленой" генерации 18 млрд грн за 2020 и 2021 годы.
Долги возникли в результате невыполнения обязательств правительством перед зелеными. В результате, зеленые инвесторы сворачивают инвестиции в отрасли, объявляют дефолт по кредитам и подают на Украину в международный арбитраж.
Во-вторых, президент Зеленский инициировал ряд изменений в Налоговый кодекс, где среди прочего предлагается ввести акциз на электроэнергию, произведенную "зеленой" генерацией, в размере 3,2%. В случае принятия этой нормы, Украину ждут новые судебные иски от "зеленых" инвесторов. Это значит, что заплатить им придется, независимо от акциза.
Например, в конце апреля стало литовская Modus Energy International инициировала против Украины арбитраж за ретроспективное снижение "зеленых" тарифов на сумму ориентировочно EUR11,5 млн. Почти гарантированно, компания свои деньги получит.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.