В 2020 году он получит то ли 11,8 млрд грн, то ли 37 млрд грн. И то, и другое - совершенный провал.
В 2016 году правительство Украины отстранили от управления самыми крупными государственными предприятиями. Вместо государства руководить ими так называемые "независимые набсоветы", в которые людей назначали послы иностранных государств.
"Наблюдательные советы должны быть сформированы в крупнейших госкомпаниях: ... если размер ваших активов 2+ млрд грн в год, а выручка превышает 1,5 млрд грн – вам точно нужен наблюдательный совет! Таких в Украине всего 41 компания", – написала в 2016 году тогда еще первый заместитель главы МЭРТ Юлия Ковалив.
"Укрпочта", "Укрэнерго", "Укрзализныця" и почти полсотни других государственных компаний вышли из-под управления Кабмина и министерств. Такое решение объяснили тем, что украинские управленцы неграмотные и воровитые. В обмен на потерю контроля, государству обещали отсутствие коррупции, развитие предприятий и прибыль.
Спустя четыре года история с "независимыми набсоветами" выглядит как один большой обман. Космические зарплаты членов набсоветов никак не отразились на работе компаний. Наоборот, та же "Укрзализныця" потеряла гигантскую долю рынка. "Нафтогаз", несмотря на повышение тарифов для населения в 7 раз и сотни миллиардов гривен помощи из бюджета, остался убыточным. По итогам 2020 года убытки стали просто тотальными.
По факту, изменилось лишь одно – кто отдает приказы. Раньше госкомпаниями руководили чиновники, которые действовали в интересах политических групп влияния. Теперь руководят якобы независимые управленцы, которые действуют в интересах стран-доноров.
На провал корпоративной реформы наложился откровенный непрофессионализм команды Зеленского. И если президент не должен быть профи, то дилетанты в правительстве – это что-то принципиально новое. Они не только провалили борьбу с эпидемией COVID-19. Провалены показатели бюджета, буйно растет госдолг.
Что касается крупнейших государственных компаний, то в 2020 году они стали убыточными:
- НАЭК "Энергоатом" - минус 4,8 млрд грн (в 2019 - плюс 3,77 млрд);
- НЭК "Укрэнерго" - минус 27,5 млрд грн (в 2019 - плюс 1,86 млрд);
- Группа "Нафтогаз" - минус 37 млрд грн (в 2019 - 63,3 млрд грн);
- "Укрзализныця" - минус 11,9 млрд грн (в 2019год – плюс 2,99 млрд грн).
И дело не в COVID-19. В предыдущем посте я рассказывал, почему в минусах оказались навечно прибыльные "Энергоатом" и "Укрэнерго". Спойлер: их довели до ручки непрофессиональные чиновники Кабмина.
Сегодня расскажу о "Нафтогазе" и "Укрзализныце". Спойлер: в них – то же самое.
-------------------------------------
Почему в убыток сработал НАК "Нафтогаз"?
-------------------------------------
2020 год НАК "Нафтогаз" закончил с убытком 37 миллиардов гривен. А может быть, 11,8 миллиардов. Мы не знаем. Уже не впервые "Нафтогаз" дает сразу несколько отчетностей, причем все одинаково правильные.
Но сколько бы ни составили убытки, новость шокирующая. Ведь за предыдущие годы государство влило в компанию сотни миллиардов (!) гривен из бюджета, а также увеличило тарифы на газ для населения в 7 раз (!). И вот, опять.
Повышая тарифы, правительство Арсения Яценюка и новый глава НАКа Андрей Коболев убеждали: в убытках НАКа виновата разница в тарифах. Бизнес получает газ по полной цене, а население – по льготной. Пусть все платят по рынку – и "Нафтогаз" будет прибыльным.
И что? С августа 2020 года население платит полную цену газа, а коммунальщики – почти полную. "Укргаздобыча" (добывающее подразделение НАКа) дает газ себестоимостью до 3 грн/кубометр, а потом этот газ идет населению вдвое-втрое дороже. И что? "Нафтогаз" все равно убыточный!!!
Хочется напомнить о двух KPI, с которыми правительство Шмыгаля переутвердило Андрея Коболева на должности главы "Нафтогаза". Это:
Задача 1. Наращивание добычи газа – Итог: добыча упала
Задача 2. Прибыльность компании – Итог: убытки.
Нарушены оба критерия эффективности, но Коболев остается на посту. И в ближайшее время он собирается продать половину акций "Нафтогаза" некоему иностранному инвестору. Хотя по факту, НАК – это монополия, и ее нужно расформировать, а не выставлять на продажу. Нет ничего глупее, чем выставлять на продажу монополию. Зато "инвестору" чудесно, ведь ему предлагают купить гарантированный источник дохода, в нарушение всех норм о защите конкуренции. Ни в одной цивилизованной стране невозможно получить такой подарок.
Вы скажете: постой, ведь "Нафтогаз" убыточный! "Инвестор" купит не прибыльную монополию, а убыточную.
А вот и нет, скажу я вам. Эти убытки существуют только на бумаге. В реальности, их нет. Скорее всего, убытки рисуют, чтобы искусственно занизить налоги в бюджет и предпродажную стоимость акций НАКа.
Попробую описать в нескольких тезисах.
Нулевой факт. Вообще никто не знает, что на самом деле происходит в "Нафтогазе". Компания сама выбирает частного аудитора, которому платит и нарезает задачи. Учитывая, что Коболев сам в прошлом квалифицированный аудитор, получается отчетность, которая выгодна НАКу. А вот государственных проверяющих компания не пускает. А если бы они даже пришли, то обнаружили бы полный бардак. Что происходит в компании на самом деле – не знает никто, кроме ее руководителей. А они никому информацию не дают. Поэтому существуют убытки или нет – мы не знаем. "Нафтогаз" – это украинский Enron.
Первый факт. "Нафтогаз" должен был закончить 2020 год с прибылью. За полугодие он накопил убытки на 10 млрд грн, за 9 месяцев – на 17 млрд грн. Но в конце 2020 он года получил более 30 млрд грн от "Укрнафты" по схеме покрытия убытков и должен был перекрыть свои убытки за счет этой операции. Но, ко всеобщему удивлению, у него образовались убытки.
Второй факт. Вы можете подумать, что зимой правительство заставило "Нафтогаз" поставлять газ населению по социальной цене 6,99. Но, во-первых, правительство НАК не заставляло, и даже выполнило желание Коболева. Во-вторых, схема с 6,99 началась гораздо позже, уже в 2021 году. А до конца 2020 "Нафтогаз" продавал населению газ по самой рыночной в мире цене. И должен был продавать с прибылью (вроде, такой у Коболева KPI).
Третий факт. Раз уж мы коснулись "инициативы 6,99, то к ней НАК готовился давно. Уже несколько лет "Нафтогаз" хочет стать тотальной монополией. Для этого ему нужно было максимально отобрать население у частных поставщиков. Но те – не отдавали базу клиентов, ни по приказу Кабмина, ни через суд. Поэтому "Нафтогаз" придумал схему с Поставщиком последней надежды (постачальник останньої надії, ПОН). Если у частного поставщика не было газа – он не мог давать газ своим клиентам – и автоматически передавал население на ПОН. Эта схема хорошо сработала, благодаря ей "Нафтогаз" отобрал клиентов у нескольких частных компаний – в частности, "Полтавагаз сбыт", "Гадячгаз", "Лубныгаз". Им банально не хватило денег.
Схема усилилась, когда Кабмин ввел максимальную социальную цену 6,99 грн/кубометр. Прикол в том, что продавать населению можно максимум по 6,99 грн, а вот на рынке газ продается от 7,5 грн за кубометр и выше. Теперь для трейдеров вопрос не просто в оборотных средствах. Хотите – поставляйте в убыток. Не хотите – отдайте ПОНу. Так по сути и случилось. Стратегия Коболева звучит так: получить убытки, чтобы получить клиента. В масштабах компании это выливается в гигантские убытки.
За кадром осталось то, что эти операции принесли НАКу убыток. Но – оцените красоту игры – "Нафтогаз" переложит этот убыток на Кабмин. Мол, это же правительство установило потолок 6,99? Пусть теперь компенсирует НАКу 4,5 миллиарда убытков. Это к эпизоду о том, как Коболев использует Кабмин для достижения целей, а потом наказывает его деньгами. Но, повторюсь, это случилось уже с января 2021 года. А в 2020 – не было.
Четвертый факт. Теперь о том, откуда могли возникнуть убытки. Это два источника: долги и теплокоммунэнерго. С августа 2020 года уже не действовали так называемые ПСО – установленные правительством "социальные" цены на газ. Население должно было покупать газ по рыночным ценам. Но если летом цены во всем мире были низкими и никто не заметил отмены ПСО, то зимой они резко выросли. И население "вдруг" увидело в платежках гигантские цифры. Украинское общество имеет слишком большой процент семей с ограниченной платежеспособностью, поэтому возникли массовые неплатежи в гигантских масштабах.
Население не платило поставщикам – те не платили "Нафтогазу" за поставленный газ. У того возникли убытки. По традиции, НАК начал насчитывать пеню и штрафы – и убытки выросли как на дрожжах. Вероятнее всего, это первый источник убытков "Нафтогаза" по итогам 2020 годам. Если так, то огромная часть этих убытков существует только на бумаге, ведь это штрафы и пени.
Пятый факт. Второй возможный источник убытков – это такие же штрафы и пени, но не за поставки населению, а за поставки теплокоммунэнерго (ТКЭ). Им "Нафтогаз" поставляет газ по специальным ценам, почти рыночным. Но у ТКЭ всегда плохо с дисциплиной, плюс существуют миллиарды накопленных долгов. Поэтому, если они даже платили деньги, эти деньги прежде всего учитывались в погашение старых долгов. А значит, текущие платежи как бы считались просроченными. Итог – не только пени и штрафы, но и условное снятие с ПСО. То есть, "Нафтогаз" для себя мог посчитать, что ТКЭ нарушают условия договоров, поэтому отобранный ими газ считается… незаконно украденным из трубы. И этот долг, чисто теоретически, уже можно перекинуть на оператора магистральных газопроводов и облгазы – мол, это вы незаконно отобрали. Плюс насчитать им штрафы и пени по рыночному тарифу.
Это удобно делать еще по одной причине: большинство облгазов контролирует Дмитрий Фирташ, очень удобный для "Нафтогаза" – ведь он рука Москвы и нога Кремля. Можно всегда списать, что это не Коболев плохо управляет, а Фирташ ворует газ у "Нафтогаза". Так что не удивляйтесь, если в скором времени услышите нечто такое. Но по факту, это просто махинации с отчетностью и "дутые" убытки.
Похоже, что мы возвращаемся в состояние 2014 года, когда "Нафтогаз" был гигантской "черной дырой". Из бюджета в него уходили "напечатанными" сотни миллиардов гривен. Не удивлюсь, если и сейчас произойдет нечто подобное. Приватизация прибылей, национализация убытков. Если прибыль – молодец Коболев, если убытки – должен доплатить бюджет. Кстати, премии Коболев получит в любом случае.
По-хорошему, "Нафтогаз" нужно расформировать как агрессивную монополию, которая злоупотребляет своим положением и даже использует для этого правительство. А перед этим необходимо провести аудит компании, действительно независимый и в интересах государства. Уверен, что мы обнаружим много скелетов в шкафу Коболева и его ближайшего окружения.
Но я понимаю, что пока что это невозможно. Амос Хохштайн, долгое время состоявший в составе набсовета "Нафтогаза", теперь советник президента США Джо Байдена по вопросам энергетики. На какое-то время это гарантирует Коболеву беспроблемное будущее как минимум в Украине. Но, как говорили мудрые, это тоже не навсегда.
(продолжение следует)
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.