Чем европейская "зеленая металлургия" отличается от украинской
13 серпня 2020, 12:58
Власник сторінки
Журналист, создатель проекта Politicus Vulgaris
Как мы все заплатим за Пинчука и за его отказ от декарбонизации
Металлургия - одна из самых грязных отраслей промышленности, на нее приходится около 80% выбросов CO2. Если вы бывали в Кривом Рогу, Мариуполе и Запорожье, доказывать этот тезис вам не нужно.
Один из источников загрязнения воздуха - сжигание угля и кокса. Чтобы не допускать выбросов в атмосферу, заводы и станции должны устанавливать специальные фильтры и внедрять технологии вроде вдувания пылеугольной смеси. Но и это лишь уменьшает выбросы, а не устраняет их. Вот почему в Европе, которая опередила Украину в вопросах экологии лет эдак на пятьдесят, уже давно существует тренд - декарбонизация.
В эру декарбонизации экономики, металлурги в развитых странах пытаются избавиться от статуса загрязнителей окружающей среды, внедряя современные технологии очистки выбросов. Появился даже специальный термин – "зеленая металлургия".
Это метод производства стали с использованием "зеленой энергии". Например, есть завод по производству стальной заготовки, оборудованный электродуговыми печами. Никаких продуктов сгорания - только электричество. Ключевым сырьем при выплавки стали у него – металлолом.
По умолчанию такой завод не является "зеленой металлургией", поскольку электрометаллургические предприятия являются крупнейшими потребителями электроэнергии в своей стране. А большая часть электроэнергии производится атомными (потенциально вредными) и тепловыми электростанциями при сжигании угля. Структура энергетики такова, что на сегодня невозможно обеспечить всю энергию только за счет сравнительно чистых атомной, гидро- и альтернативной энергетики. Тепловики все равно работают как балансирующие мощности. Днем, когда возрастает потребление электроэнергии, они дорабатывают недостающее. А ночью их можно приглушить, в отличие от энергоблоков АЭС.
Но Европа нашла выход. Для получения статуса "зеленого", электрометаллургический завод должен использовать электроэнергию, произведенную альтернативной генерацией. Например, произведенную солнечными или ветровыми электростанциями, гидроэлектростанциями или биогазовыми установками. То есть, не атомными и не тепловыми станциями.
Фактически "зеленая металлургия" – это производство металла и проката с использованием чистых источников энергии на всех звеньях. Ее цель - получить сталь с практически нулевым "углеродным следом".
Если металлургический завод, в том числе и электрометаллургический, использует электроэнергию традиционной генерации, то это не считается "зеленой металлургией".
Что делают европейские металлурги для перехода в статус "зеленной металлургии"? Они проводят особую политику. Снижение производства CO2 - это не модный тренд, а требования правительств развитых стран. Мода - это уже производная от усилившейся конкуренции между европейскими металлургическими концернами. Выиграет тот, кто сможет снизить использование углерода при производстве стали. Естественно, раз ты идешь на такие жертвы, почему не донести экологически зрелым массам, что нужно покупать правильную сталь?
Вот характерный пример. Британская промышленная компания Liberty Steel Group разработала план по достижению "углеродной нейтральности" к 2030 году. Он включает в себя переработку металлических отходов в электродуговых печах. В частности, для переплавки металлолома компания планирует использовать "зелёную энергию". Для этого Liberty Steel Groop инвестирует в возобновляемые источники энергии – строит "солнечную" станцию в Австралии и в ветроэлектростанцию в Великобритании. А еще в компании планируют использовать гидроаккумулирующие электростанции, заливая воду в отработанные карьеры.
Кроме того, компания присматриваются к хранилищам энергии на основе литий-ионных батарей и водороду, который она будет использовать в процессе выплавки стали как топливо, вместо углерода.
Вот еще один пример. Металлургический гигант Arcelor Mittal (в Украине ему принадлежит Arcelor Mittal Кривой рог) разработал стратегию, нацеленную на декарбонизацию своего производства. Основа стратегии — прямое восстановление железной руды водородом. В 2019 году компания за 65 млн евро запустила новый проект на заводе в Гамбурге, чтобы впервые использовать водород в промышленных масштабах для прямого восстановления железной руды водородом в процессе производства стали.
Таким образом компания хочет заменить природный газ на водород, чтобы получать сталь с практически нулевым "углеродным следом". Сперва компания будет использовать "серый" водород, выделяемый из доменного газа. В будущем завод будет работать на "зеленом" водороде, который планирует генерировать на базе возобновляемых источников энергии. Что остается за кадром? Это очень дорогие проекты, и без государственной политики производители никогда не пошли бы на такую модернизацию сами.
Как видим, чтобы получить статус "зеленой металлургии", нужно инвестировать в декарбонизацию производства сотни миллионов евро и создать чистые источники энергии.
Теперь давайте разберемся, как статус "зеленая металлургия" получают в Украине.
В Украине широко заговорили о "зеленой металлургии" лишь в конце июля 2020 года. Но разговоры пошли вовсе не из-за того, что государство выдвинуло прогрессивные требования к металлургам. И не потому, что украинские заводы решили снизить выбросы в окружающую среду. То есть, тема возникла вовсе не в контексте общеевропейского тренда. У нас этот термин обрел свой особый, по-украински сакральный смысл.
Это схема и обман.
Если в Европе металлургия становится "зеленой" только после того, как переходит на чистую энергию без использования углерода, то в Украине все наоборот. У нас статус "зеленая металлургия" получил ограниченный круг предприятия, которым как раз разрешили не платить за "зеленую электроэнергию".
По сути украинская "зеленая металлургия" – это традиционная черная металлургия, но с финансовыми государственными льготами. Статус "зеленых" позволяет отечественным олигархам экономить на электроэнергии. Экономия, как водится, происходит за наш с вами счет.
Как вы знаете, 21 июля Верховная рада утвердила закон о снижении зеленых тарифов, а 31 июля его подписал Президент Зеленский. Этот закон - компромисс между производителями электроэнергии из альтернативных источников и правительством. Он касается снижения "зеленого тарифа". К сожалению, снижение оказалось не таким масштабным, как хотелось. Кто-то указывает на всесильного Рината Ахметова и говорит, что это он не допустил большого снижения. Кто-то считает небольшое снижение плюсом, потому что это хоть какое-то выполнение обязательств Украины перед вполне честными иностранными инвесторами, которые вложили в альтернативные станции вполне честные миллиарды.
Но реальность оказалась еще занятнее. Если вы в курсе, на энергорынке из-за слишком высоких тарифов на "альтернативку" и схематоза трейдеров наметился коллапс. Тупо не стало денег, которыми оплачивается работа "зеленых" электростанций. Поэтому снижение "зеленого тарифа" было в каком-то смысле вынужденным шагом, на который никто из "альтернативщиков" идти не хотел. Их пришлось уговаривать. Но когда уговорили и даже подписали меморандум, возникла другая проблема. Изменение "зеленого тарифа" фиксируется законом. И тут оказалось, что принять такой закон мешают группы депутатов Верховной Рады, находящиеся под контролем Виктора Пинчука и Игоря Коломойского. А они контролируют, если вы не знали, большинство в фракции "Слуга народа" и еще некоторые группы и фракции парламента.
Олигархи заблокировали снижение "зеленого тарифа", выдвинув вполне резонные встречные требования. Пинчук и Коломойский хотели более глубокого снижения "зеленых тарифов", поскольку чем он ниже, тем дешевле электроэнергия для ферросплавных и электрометаллургических заводов. А они - главные в Украине потребители электроэнергии. Контролируют эти заводы Пинчук и Коломойский.
Возник клинч, в переводе - переговорная позиция. Чтобы "альтернативщики" получили свои деньги, нужно снижать "зеленый тариф". Но энергетики снижать сильно не хотела, а вот крупные потребители в лице Пинчука и Коломойского - как раз настаивали. Просто тянуть время им было как раз выгодно, потоу что в энергорынке обнаружились интересные "дыры", позволяющие покупать электроэнергию вдвое дешевле себестоимости. То есть, Пинчук и Коломойский никуда не спешили. Зато подгорало у "альтернативщиков", правительства и Офиса президента. Ведь на горизонте замаячил реальный энергетический кризис.
Начались мучительные переговоры на уровне Офиса президента. И в конечном итоге ОП пошел на компромисс с Коломойским и Пинчуком. Вот его основные пункты:
1. Коломойскому оставили в управлении государственную "Центрэнерго", которая продолжает поставлять на заводы Коломойского электроэнергию дешевле себестоимости. То есть, с убытком для государства. Об этом знают все, но такова политическая договоренность.
2. Пинчук получил льготу на законодательном уровне. За день до принятия этого закона в целом, главный лоббист Пинчука депутат от "Слуги народа" Дмитрий Кисилевский внес поправку. Согласно этой поправке, электрометаллургические предприятия получили статус "зеленая металлургия". Их освободили на десять лет от уплаты надбавки за "зеленый тариф", которая включена в тариф системного оператора "Укрэнерго".
О том, что это были слащенные действия Коломойского и Пинчука, говорят даа факта. Первый - после внесения правки подконтрольные им депутаты (а это разные группы) стали за. Второй - это поведение главы энергетического комитета Андрея Геруса. Когда Кисилевский внёс правку, он видимо почувствовал, что ответственность за левый вид металлургии придётся нести ему. Это же Герус глава комитета, и это же Герус активист и борец за права людей, а тут явная несправедливость. Поэтому Герус решил размыть ответственность и предложил депутатам своего комитета проголосовать за поправку Кисилевского. И те поддержали, потому что их боссы уже обо всем договорились с президентом. Хотя, конечно, отрасль в шоке от этой поправки.
Чтобы не вдаваться в детали, просто скажем: заводы Коломойского-Пинчука и еще нескольких олигархов будут покупать электроэнергию со скидкой. Почему со скидкой? Потому что они на уровне закона получили статус "зеленой металлургии". Зато за "зеленый тариф" продолжит платить вся остальная экономика, в том числе домохозяйства. Мы с вами будем платить повышенный тариф "Укрэнерго" на передачу.
Привожу список "зеленых" счастливчиков. Статус "зеленой металлургии" получили в Украине:
- "Днепросталь" из корпорации "Интерпайп" Виктора Пинчука
- "Днепроспецсталь" из группы VS Energy
- "Электросталь" и "Азовэлектросталь", которые входят в машиностроительный холдинг "Азовмаш" (связывают с Юрием Иванющенко).
Но крупнейшим потребителем электроэнергии из этого списка является "Днепросталь" Пинчука. Это новый завод, построенный итальянскими специалистами и введенный в эксплуатацию несколько лет назад. Завод Пинчука в год сэкономит $14 млн. Сэкономил = заработал!
В масштабах страны цифры вовсе ошеломляющие. Компенсировать "зеленый тариф" вместо Пинчука и других "зеленых металлургов" будут за счет госбюджета, увеличивая госдолг, а это больше 9 млрд грн только в 2020 году.
Самое главное в этой раскладке то, что "зеленые" металлурги Украины продолжают покупать обычную электроэнергию, произведенную преимущественно атомными и тепловыми станциями. То есть, "грязную" энергию.
Итак, почувствуйте разницу. В Европе статус "зеленной металлургии" получают предприятия, которые потребляют зеленую электроэнергию и снижают выбросы CO2 в атмосферу к нулю. Борьба за чистоту окружающей среды - реальная.
В Украине этот статус дали предприятиям, которые при производстве тонны стали в атмосферу выбрасывают до 250 кг CO2. И за это получают прямую финансовую выгоду. Борьба за чистоту окружающей среды - сплошная фикция.
Каких вам еще реформ не хватает?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.