«Укрпочта» и «Укркарт» - противоестественный союз почтальонов и банкиров?

04 червня 2020, 18:40
Власник сторінки
0

Госмонополии, безусловно, необходимы. Но только там, где они относятся к числу естественных, а вот в банковском секторе ни к чему хорошему такая ситуация точно не приведет

     Весна-2020, пожалуй, войдет в украинскую историю, как одна из наиболее сложных – пандемия, парализованная карантином экономика, иррациональная работа «бешенного принтера» , благодаря которому парламент напринимал массу противоречивых законов. Один из примеров такой иррациональности – это принятый 19 мая 2020 года в первом чтении весьма неоднозначный законопроект №. Законопроект, который позволит «скрестить» финансовые и почтовые услуги в одной госкомпании – «Укрпочте».
    С одной стороны, данный законопроект позиционируется как такой, что поможет сельским отделениям «Укрпочты» выжить в ближайшие годы за счет расширения спектра услуг, в частности – банковских. С другой стороны, отдельные положения закона настолько специфичны, что вызывают недоумение у экспертов. Причем, если недовольство банков еще можно пояснить тем, что таковые «не хотят неравной конкуренции с игроком, который выйдет на их поле, но играть будет по своим правилам», то вот отсутствие адекватных требований к этому «сельскому банку» настораживает многих специалистов фин.сектора. Речь не только о финмониторинге, но и о статистике, организации касс, раскрытии информации о кредитах, защите персональных данных, сотрудничестве с кредитными бюро и реестром, Фондом гарантирования вкладов и т.д.
    Идея создания почтово-пенсионного банка не нова и не раз воплощалась в мире. Кроме того, необходимость сокращения объёма госактивов – едва ли не главное требование международных «партнеров» и прочих недоброжелателей Украины, которые десятилетия подряд делают все возможное, чтобы из высокоразвитой индустриальной державы Украины превратилась в «великий аграрный хутор». При этом, отечественные интерпретаторы советов иностранных лоббистов уж очень по-своему понимают что и как делать, в итоге, те отрасли, которые просто умрут без госрегуляции – стараются приватизировать, а вот те бизнеса, которые спокойно и надежно чувствуют себя и сами по себе – стараются национализировать или всеми силами помешать им работать.
    Из-за национализации Приватбанка, доля государства в банковских активах стремится перевалить за 60%. Хотя стратегической задачей Украины было же ее сокращение до 25% уже к 2025 году. Ниже этой границы опускаться просто опасно, так как отсутствие у правительства экономических рычагов воздействия на экономику чревато соблазном использовать исключительно административные меры. А это всегда приводит к росту коррупции девальвации национальной валюты. Почему? Да потому что если нет своих денег, приходится использовать заемные. А так как найти средства вовне становиться все сложнее, то в ход идет механизм использования облигаций внутреннего госзайма. А рост доли ОВГЗ госдолге ведет к росту инфляции в перспективе. В свою очередь, увеличение государства в банковском секторе лишь подстегивает этот процесс, так как основным покупателем ОВГЗ выступают как раз банки, в первую очередь, как раз государственные. 
    И вот тут симбиоз почты и банка становится инструментом весьма рискованным и малопрогнозируемым. С одной стороны, из-за возможностей по ведению недобросовестной конкуренция на рынке. Ведь что там будет с сельскими отделениями, то бабка надвое сказала, а вот тот факт, что «Укрпочта» получит куда выгоднее положение на рынке, чем другие игроки (у почтового оператора будут все преимущества для ведения бизнеса, а вот ответственности – ноль), это факт. Ведь законом не предусмотрено наличие лицензии, никаких требований к капиталу, ликвидности и т.д . Тут как в ситуации с кашей из топора, пока топор буду проваривать до «съедобного состояния», все вкусное из горшка с кашей уже выедят. Кроме того, игра госкомпаний в «одной песочнице» друг против друга, а это неизбежно, если доля госбанков в секторе поднимется еще выше, чем нынешние 60%, приведет к уменьшению доходов каждой из них. Как следствие – госбюджет потеряет часть доходов.
    Если же говорить о «прозрачности» бизнеса, кто у будущего почтово-пенсионного проекта есть еще один аргумент не в пользу «Укрпочты». А именно, это ее сотрудничество с «УкрКарт», которая не только сама уже долгие годы фигурирует в компрометирующих ее уголовных делах, но и очередной её конечный бенефициарный собственник – финтехинвестор Игорь Фисун – также является участником нескольких производств. И, логично было бы, для начала дождаться их закрытия и вердиктов судов, а уже только после этого поднимать вопрос о почтово-пенсионном будущем «Укрпочты». Или же… сначала прекратить такое сотрудничество, а затем уже выходить с законопроектом в Раду.
    Непрозрачная структура собственности «УкрКарт», многочисленные судебные иски, даже не «вчерашнее» программное обеспечение, претензии от госбанка и т.д. Все это только усиливает негативное отношение к союзу «Укрпочты» и «УкрКарт», которая уже давно зарекомендовала себя качественной «прокладкой» для вывода средств. И речь идет не просто о домыслах и сплетнях, а о конкретных уголовных делах, перечень которых находится в открытых реестрах.  Ряд уголовных расследований так или иначе связаны с одним из главных криминальных персонажей – Алексеем Омельяненко, который долгое время был собственником «УкрКарта». Еще с 2016 года он фигурирует сразу в нескольких уголовных делах.  Так, в рамках уголовного производства № 42014100000000598 был проведен обыск квартиры главы правления «УкрКарт». Речь идет о совершении группой лиц преступления, а именно вымогательства и злоупотребления полномочиями с целью получения неправомерной выгоды для себя или других лиц. Есть в едином реестре и производство №12015100040006353, в рамках которого глава «УкрКарт» подозревается в использовании своего служебного положения, чтобы перечислить 4,2 млн грн «Укртранс-Груп ЛТД» за разработку ПО. Есть и уголовное производство № 42016000000001183 от 5 мая 2016 года, в рамках которого обыскивались помещения «УкрКарт».
    В 2019 году конечным бенефициаром компании стал Игорь Фисун. При этом структура акционеров ПрАО «Укркарт» фактически не изменилась. Если предыдущие руководители компании, как один, отказывались признавать хоть какую-либо связь всех этих дел со своими персоналиями, то новый учредитель и бенефициарный собственник может «достойно» конкурировать с самим «УкрКартом» по количеству криминальных дел.
  В частности, он является фигурантом уголовного производства, внесенном в ЕРДР по №42017000000001932 (дело № 757/18171/19-к, постановление от «8» апреля 2019). А также уголовного производства, внесенного в ЕРДР по №32017000000000147 от 09.08.2017 (дело №: 755/382/2 постановление от «14» апреля 2020).  Дела связаны с раскрытием схем уклонения от уплаты налогов, легализации доходов, полученных преступным путем, фиктивным предпринимательством и т.д., где задействованы ряд предприятий, количество которых измеряется не двумя-тремя, а десятками!
    Так что до второго чтения законопроекта №2788-Д имеет смысл народным избранникам обратить внимание на данные обстоятельства и учесть их при подготовке текста документа. Да и вопросы позадавать главе «Укрпочты» не помешало бы. Все ж госпредприятие, а не абы что.    
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости бизнеса
ТЕГИ: монополия,банки Украины,Укрпочта
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.