Сейчас известно, что в этот консультационный орган вошли представители Минфина, Мининфраструктуры, Минэкоэнерго, налоговой и таможенной служб, Госкомстата. Руководить Центром будет премьер Гончарук.
Это очень своевременное решение на фоне общей картины. Прошлый год был не слишком удачным для нашей промышленности: выпуск в 2019 г. упал на 2% по сравнению с 2018 годом. Особенно тяжело пришлось ГМК. Выплавка стали в 2019 г. – самая низкая за всю историю независимости Украины. Так, в 2019 г. Украина выплавила менее 21 млн т. стали. Для сравнения, в 2008 г. было выпущено 43 млн. т. Итого, за десять лет производство стали упало в два раза.
Спад в промышленности — это торможение экономического роста, меньше занятость, меньше отчислений в бюджеты всех уровней, меньше денег на социальные программы. Довольно ли население текущим положением дел? Нет. Напомню, результаты январского опроса соцгруппы «Рейтинг»: на третьем месте после прекращения военного конфликта на Донбассе и борьбы с коррупцией украинцы ждут от власти развития промышленности. Властям пора сделать хоть что-то для промышленников.
У меня и моих коллег уже есть что предложить для обсуждения на будущем заседании Координационного центра по вопросам промышленности. Могу хоть сейчас продиктовать небольшой список из пары десятков пунктов.
Приведу три простых примера:
• Законопроект No1210 повышает ренту на добычу железной руды. Правительство планирует собрать с добывающих компаний в 1,5 раза больше, чем собирало ранее. По предварительным оценкам, ГМК потеряет около 2 млрд. грн. в год.
• Законопроект No2367 предлагает увеличить размер экологического налога в 4 раза. В результате, предприятия ГМК заплатят в бюджет на 3,5 млрд. грн. больше. Примечательно, что средства, поступившие в бюджет от этого налога, для имеющихся в Украине проблем с экологией не используются. И самое интересное – за какие деньги после такого средневекового подхода к стимулированию природоохранных мероприятий эти природоохранные мероприятия реализовывать?
• Законопроект No2566 предлагает отменить действие коэффициента 0,25 для земель горнодобывающих предприятий. В результате, налог на землю вырастет в 4 раза. Это еще +1,2 млрд. грн. в год дополнительной налоговой нагрузки. Такой подход делает бессмысленной долгосрочную разработку карьеров – ведь чем дольше работаешь, тем больше земли нужно как для самого карьера, так и для размещения пустой породы. О каком привлечении инвестиций в развитие горнодобывающей промышленности тогда может идти речь?
Три перечисленных фискальных новшества – это почти 7 млрд. грн. дополнительных расходов для предприятий ГМК в год. Эти средства могли бы быть использованы на инвестиционные программы или стать источником повышения заработной платы для работников предприятий. Но правительство решило иначе распорядиться этими средствами.
Я планирую посетить в качестве докладчика первое заседание Центра и спросить всех собравшихся, не пора ли перестать все время забирать что-то у промышленных предприятий? Не пора ли хоть что-то для них сделать?