И главным в нем было совсем не освещение каждой крестьянской избы лампочкой Ильича, она же Яблочкова, она же Эдисона. План был заточен под промышленность и… электротракторы. Весь парк сельхозмашин планировалось иметь в СССР на электрической тяге. Электролинии к полям, в центре каждого поля – подстанция, и трактор на кабеле. Бред? В СССР 20-х годов было мало чего, что сегодня не кажется бредом. Смена руководства привела и к смене курса, который, наконец, стал плюс-минус совпадать с мировой тенденцией. Эпоха нефти пришла и в угольный СССР, да еще как – она принесла в перспективе нефтедоллары, которые стали основой могущества страны.
У кого есть нефть - у того есть все. Если на дворе эпоха нефти. Но – эпоха может пройти, нефть может закончиться. В эпоху угля нефть мало кого интересовала, так же как она мало кому будет интересна в эпоху солнечной, ветровой, приливной энергетики. Почему стал возможен выход на большие рынки массового электромобиля «Тесла» Илона Маска? Вы всерьез думаете, что до него никто не разработал коммерческий электромобиль? Просто нефтяные компании перестали скупать и прятать у себя все патенты на машины, ездящие на чем-либо кроме нефти.
В Арабских Эмиратах, которую в мире, принадлежавшем англосаксам, никто не воспринимал всерьез, оказалась нефть тоже. Она позволила создать все, что я вижу перед собой сегодня: города, построенные за пару десятков лет в пустыне, башню Бурдж Халифа, «бентли» покрытые золотой пленкой, бассейн с пресной водой на моем четвертом этаже моего отеля и 25-30 летних миллиардеров в белоснежных куфиях и красных шиповках «адидас». Нефтедоллары стали основой могущества страны. Но, в отличие от СССР, здесь всегда понимали, что нефть однажды закончится. И присматривались к опыту США, которые однажды законсервировали все нефтяные запасы на территории страны, сведя добычу к минимуму. Именно это событие помогло Эмиратам сделать рывок к тому, что поражает воображение сегодня. Нефть охотно меняли на доллары, которые и создали новую силу на мировой карте.
К сегодняшнему дню Эмираты готовились давно: сейчас нефть составляет 6% ВВП страны. Пришло время переориентироваться на другие сферы. И они это делают, не желая скакать на мертвой лошади. Финтек, айти, высокотехнологичные разработки – это интересует шейхов сегодня. Не откажутся они и от лидерства в фешн-индустрии, что можно видеть на выставке, ради которой мы и прилетели в ОАЭ. У Европы не было нефти, но были «старые деньги», берущие начало в эпоху освоения колоний. У шейхов есть нефтедоллары, которые и станут их «старыми деньгами», и не важно, что станет главным источником новых денег – главное, чтобы норма прибыли билась с нуждами страны, а что производить – вопрос десятый. Помимо нефти в Эмиратах есть только песок. В Украине, к примеру, песок – прибыльный материал. Идут даже войны за песчаные карьеры. Например в Днепре одна полоса моста через реку отсыпана из песка, и остается только надеяться, что временно, потому как нет ничего более вечного, чем временное. Но в Эмиратах песок никому не нужен, и они ищут, настойчиво и непрерывно, новые отрасли экономики. И скоро они станут серьезным мировым центром айти-разработок, вслед за другими бывшими колониями – Китаем и Индией.
Потому что, в отличие от всех стран бывшего СССР они смотрят вперед, а не назад. Стоило бы у них поучиться.