Правда, класс программы «Интеллект Украины». Хотя вряд ли это определяющее. Думаю, дети там такие же, как в остальных классах. Обычные 45 минут. Глобальных наблюдений – два. Во-первых, я понял, почему в царской России в гимназиях урок проводили два человека – учитель (учил) и надзиратель (мотивировал). Это хорошая, рабочая система. Когда я учился в школе, у нас такой не было. Когда я читал урок, у меня такой не было.
Этот урок дал хорошую возможность просмотреть на моих бердичевских учителей под другим углом зрения. Учителей, которые всегда в классе без надзирателя. Нужно быть титаном духа, чтобы каждый день ходить на работу в пятый класс. Но я всё равно противник телесных наказаний, даже после проведенного урока. Шутка.
Мне подумалось, что с такой стрессоустойчивостью из обычного советского учителя должен был получаться отличный снайпер при минимуме переподготовки. Типа тех, что не шелохнувшись сидят сутки на огневой точке и не мигая глядят в прицел, а потом одним выстрелом снимают все командование какой-нибудь пехотной дивизии. Или диверсант. Представьте вашу математичку или химичку, выходящую из моря в гидрокостюме, вооруженную только ножом, зажатым в зубах. А потом на воздух взлетает база вражеских эсминцев.
Наблюдение второе: если бы моими конкурентами на рынке были пятиклассники, можно было бы закрывать лавочку. Теперь люди, не дающие мне нормально работать, кажутся мне такими милыми, конструктивными и нормальными, что я почти люблю их. После пятницы взгляд на все проблемы моих бизнесов стал весьма радужным. Теперь я знаю, что со всеми проблемами я справлюсь одной левой. Но мне понравились эти дети. Среди них, как и в мое время, есть активисты и пофигисты. Это хорошо. Хоть что-то знакомое. Это дает шанс найти общие точки с поколением, которое всего через 12 лет придет наниматься на работу в наши и ваши компании. Больше всех мне понравился мальчик, перед которым на парте весь урок простоял отличный игрушечный робот. Я общаюсь с такими, только чуть более взрослыми мальчиками уже четыре года, с момента открытия фонда, инвестирующего новейшие разработки. Он, конечно, вырастет стартапером.
Темой урока были деньги. Я коротко рассказал об истории денег, о трех правилах, которые не позволяют деньгам поработить человека, и о том, как в разных странах детей учат обращаться с деньгами.
Но об одном эпизоде я думаю все выходные. Когда я спросил у детей насчет хорошо или плохо быть богатым, большинство закричало «Хорошо!», а один мальчик сказал: «Плохо». Я заинтересовался и спросил, почему. Потому что деньги портят человека, сказал он. Потому что это нескромно, и т. д. – весь джентльменский набор советского интеллигента 70-х, с гитарой и ледорубом за спиной и портретом Хемингуэя в нагрудном кармане. Машина потребления дала на этом мальчике сбой. Как бы мне хотелось дожить до 80, и через сорок лет поговорить на эту тему с ним вновь! В возрасте, кода все предметы в жизни окончательно и неиллюзорно занимают свои места согласно купленным билетам, а прелестные мечтания и мусор, набитый в голову родителями, уступают место раз и навсегда предначертанному реальному порядку вещей. Есть два варианта: его точка зрения не изменится, и любопытно будет взглянуть на его жизнь в сорок с копейками лет. Второй вариант – она изменится, и тогда еще интереснее посмотреть, насколько далеко он сумеет зайти на пути достижений, и как на пороге 50 лет будет оценивать эти достижения.
Первый путь не требует никаких усилий. Вы отрицаете деньги, вы отрицаете успех, вы отрицаете достижения в вашей жизни. Духовная сфера – другой вопрос, я его не касаюсь. Я говорю о том, в чем разбираюсь – о грубом материальном мире. По меркам этого мира вы, исповедуя первый путь, полный лузер.
Второй путь сложнее. Он требует круглосуточной тяжелой работы по преодолению себя и окружающей реальности. И задача-максимум даже не сколотить состояние к сорока. А просто не умереть, достигая этого. Это удалось не всем. И одна из частей этой работы – планирование. Планирование, от которого закипает мозг. Которое требует знания алгоритмов, по которым будут двигаться деньги в вашем будущем. Только нищета и неудачи не требуют планирования. Нищета – потому что планировать нечего, неудачи – потому что валятся на голову внезапно. А вот деньги, причем любые деньги, чтобы сработать на вас, требуют планирования: ежедневного, еженедельного, ежемесячного и на отрезке в несколько дней. Если у вас есть деньги, планирование – это карта, куда двигаться, чтобы достичь цели. Без нее вы вряд ли финансово превзойдете торговца бюстгальтерами с вещевого рынка. Целеполагание и колонки план-факт способны совершить революцию в вашей жизни. Если вам оно надо, конечно.
У вас ест финплан на завтра? А на первую неделю октября? А до конца года? А на 2018? Очень интересно.