Также никто не разводит ни лобстеров, ни креветок. Потому что это в сегодняшней ситуации безумие?
Я не люблю туфли из страусовой кожи, и не представляю покупку бессмысленнее, чем страусовое яйцо, хотя это уже часть нашей реальности.
Но еще 25 лет назад разводить страусов в Украине казалось таким же безумием, каким сегодня кажется разведение крокодилов. Наши критерии часто обманывают нас. Легко достижимое кажется невозможным, вполне реальное – неосуществимым. Нас дурачат рамки и барьеры, выставленные в сознании нами же самими.
Чтобы удивить всех и получить репутацию безумного бизнесмена, сегодня даже не нужна крокодиловая ферма, достаточно просто продолжать работать и быть эффективным. Это требует усилий и таланта столько же, сколько нужно чтобы открыть одновременно крокодиловую, креветочную и лобстерную фермы в бывшем дельфинарии на набережной Корнилова в Севастополе. Кто-то еще помнит, что этот город по документам украинский? Поэтому да, в Севастополе. Но главное – это требует столько же фантазии.
Безумные бизнес-идеи натыкаются не на помехи внешней среды, а на преграды внутри нас. Давно известно: человек может всё, что он может себе представить мысленно. Мы выставляем рамки, не догадываясь, что их можно двигать или растягивать.
Я подсчитал, что у опытного бизнесмена в среднем за каждые пять лет не меньше трех раз наступает ситуация «теперь точно всему конец». И что? Бизнес продолжается, всё обрывается только у тех талантов, которые сумели запугать сами себя, менеджмент и персонал до потери пульса. Причина? Не были откалиброваны рамки в мозгу.
Мы постоянно забываем, что испугать можно только того, кто пугается. Давно, в середине 90-х, я удивился, услышав от гуру районного бизнеса фразу «Проблем нет, есть люди, которые их создают». 20 лет эта фраза для меня – руководство к действию. Особенно когда кажется, что вот на этот раз всё серьезно. В том же году я считал, что всё настолько серьезно, что самым легким выходом из проблемы будет смерть. Экзотическое фермерское хозяйство и его результат – долг в 100 тысяч заставили меня думать так. Я был в ужасе, по моим сегодняшним масштабам проблема тянула на десяток миллионов долларов. И что? По итогу всё было улажено, и по сегодня всё отлично, хотя был вариант закошмарить самого себя до смерти. А сколько их было за эти годы? Это как в детском саду – если заревел один, то через минуту будет рыдать вся группа, особо не вдаваясь в причины.
Мы не малыши ясельного возраста. Есть хорошая фраза: «Не убивайтесь вы так, вы так всё равно не убьетесь».
Поэтому – не убивайтесь, впереди будущее: крокодиловые, лобстерные и креветочные фермы. А почему нет?