Когда-то я работал в организации, в которой нашей задачей было привлекать инвестиции. Особенностью было то, что каждый месяц нам ставили всё более нереальные планы. В начале каждого месяца мы сходили с ума от новой цифры, которую за месяц надо было привлечь, месяц мы находились в диком напряжении и стрессе и только в конце месяца, когда мы выполняли поставленную цифру, мы на несколько часов могли расслабиться. Пока нам не предъявляли новую цифру.
Конец месяца был ценен тем, что мы понимали: ничего невыполнимого нет. Достижимо даже это. Не смотря на то, что всего месяц назад такие планы казались безумием. В таком режиме мы проработали год. Многие мои коллеги сошли с дистанции, потому что такие стрессы не сочетаются с человеческой жизнью. Я прошел это до конца, получил свои сверхпроценты и свой опыт.
Без кокетства скажу: это была жесть. Это было на грани смерти, инфаркта, инсульта. Но это давало важное ощущение – что ты прыгнул выше головы так, как никому рядом никогда не удастся. Это давало ощущение могущества, и мы упивались этим ощущением. Мы были всесильны, и нам принадлежало всё. Жаль только, что мы тешили себя этим ощущением всего несколько часов. Нам озвучивались новые планы, и нас прибивало к земле чувством отчаяния и безысходности: новую цифру выполнить точно было нельзя. Но мы выполняли. К счастью именно эта активность закончилась раньше, чем я решил спрыгивать, дорожа здоровьем.
Теперь мы пользуемся этим опытом: по сравнению с тем безумием, что мы тогда прошли, любые планы, поставленные нам любыми большими людьми – просто игра. Навык оказался очень ценным и нужным. Когда было заказано 290 млн, дали 350, кода поставили больше – дали 490.
Мы привыкли полагать, что плановая экономика – это плохо. Разумно спланированная плановая экономика – это не плохо. Плохо – это цифры спущенные сверху безумными маразматиками, как это происходило в СССР. Но и они выполнялись. Экономически обоснованная плановая экономика, с точным расчетом и моделью – самое оптимальное что может быть. У меня создается чувство, что украинский бизнес перестал планировать, считать, прогнозировать, моделировать и стал жить в том же ритме, что и вся остальная страна: «Завтра хоть трава не расти». Этот припадочный ритм я наблюдаю уже три года повсюду – урвать сегодня на сегодня. Но настоящий бизнес – это планирование, причем долгосрочное. Причем с такими цифрами, чтобы страшно было просыпаться. Ничего невыполнимого нет – это доказали сталинские пятилетки. Раз те люди тогда смогли всё, то сможете и вы сегодня. Главное тут, как говорил Беня Крик: «Перестанем размазывать белую кашу по чистому столу».