Он знал о специфике работы всё и наработал колоссальный опыт. Обширные знакомства и знание отрасли позволяли ему выполнять самые головоломные задания руководства. Он был результативен и успешен. Однако времена изменились, и под давлением ситуации он был вынужден уйти. Ничего другого, кроме своей работы, он не знал, и применить себя нигде больше так и не смог. И он решил, что будет отдыхать, благо, что финансы позволяли. И он занялся семьей, о жизни которой за годы напряженной работы он мало что знал.
Оказалось, что его трое детей за это время выросли. Мало-помалу он втянулся в общение с ними и пронял, что ему не сильно хочется возвращаться к работе, а намного интереснее и приятнее общаться с детьми. Ему нравилось, что ему есть чему научить детей и научиться у них самому. Это обычная ситуация. Просто мало у кого из руководителей есть такая возможность. Он начал с удовольствием ездить в разные страны и с удивлением обнаружил вокруг себя целый мир, к которому у него был беспрепятственный доступ. Сперва он ездил по Европе сам, а потом стал брать с собой детей, и понял, что без детей эти поездки ничего не стоят.
Он теперь редко появлялся в Днепре, из которого раньше не имел возможности выехать даже за город на реку. Когда руководство структуры изменилось, новым очильникам понадобились его знания, опыт и связи. И его стали звать назад. Невзирая на недовольство Киева. Но не тут-то было. Он не захотел возвращаться к старой жизни. Потому что уже было, с чем сравнить: семья и путешествия оказались настоящим смыслом жизни, в отличие от прежних достижений, которые он теперь называл не иначе, чем иллюзией. И дело тут не в обиде профессионала на политические решения с наскока. Он не интересовался больше тем, что раньше составляло его жизнь без отпусков и выходных.
Он сказал мне: «Каждый из нас стремится заработать как можно больше денег. Но мы редко задумываемся, зачем они нам. Конечно, ездить по Европе дорого. Нужно не меньше тысячи долларов на каждого члена семьи на каждую поездку. Но теперь я хотя бы знаю, для чего эти деньги. Оказывается, слишком много денег - это бессмысленно. Нужно ровно столько, чтобы чувствовать жизнь. А всё, что больше – зачем? Завещать это детям – только вредить им. От такого наследства вреда больше, чем пользы. Деньги, не заработанные детьми, делают их слабыми и зависимыми. Дети должны научиться зарабатывать на свои интересы сами. Да, это требует денег, нона такое обучение деньги у меня есть. Да и тот капитал, что у меня есть, требует управления и контроля. Это – не такие малые усилия. И это требует работы. Мне приятнее сохранять и приумножать то, что есть, чем зарабатывать новое и не иметь возможности с умом распорядиться заработанным».
Он много рассказывал мне об увиденном за границей, и с удивлением узнал от меня, что в Украине есть что посмотреть, есть где узнать много нового. «Никогда бы не подумал» - говорил он, слушая мои рассказы. Да, здесь некуда тратить в путешествии по тысяче долларов на человека, потому что нет туристической инфраструктуры. Потому что туризм в Украине развивается только в разглагольствованиях чиновников. В то время, как старинные усадьбы сносятся под застройку, как это происходит сейчас в Одессе.
Украина в туристическом смысле - самая дешевая страна Европы. Это вам не Париж, где поужинать в кафе, которыми заполнен город, стоит 300 долларов. Поэтому парижане не едят в кафе. Там едят радостные туристы. Хотя кафе и рестораны в любое время суток заполнены парижанами – по старой памяти. Но они берут максимум кофе. Они приходят туда общаться.
Последние европейские страны, где туристические цены пока еще сохраняются в разумных пределах – это Польша, и, возможно, Чехия. Но это подходит к концу. У Украины колоссальный туристический потенциал. Который не только не используется, но делается всё, чтобы похоронить его. А всё, что требуется – просто знать историю страны, и превратить ее в деньги. Но нужно с ноля запускать эту отрасль , как запускают новый бизнес. А потом просто раскручивать и развивать его. Но для этого нужно, чтобы это было хоть кому-то интересно. И чтобы хорошие специалисты находились на своих местах и занимались своим делом, принося стране пользу.
Пока они, в силу суто политических решений, лишенных рационального подхода, гуляют по Европе, оказавшись дома не у дел, в то время как на их задачи ставят людей, не разбирающихся в вопросе, здесь не будет условий, когда люди приезжают в Украину, чтобы оставить здесь по тысяче долларов с человека за поездку. И мантры власти о привлечении инвестиций будут оставаться бессмысленным набором слов, не отвечающим реальности.
Меня всегда поражала эта способность постсоветской власти сидеть на золотой жиле с протянутой рукой. Всё есть, и при этом ничего нет. А в это время власти Кракова пополняют бюджет города знаете чем? На экскурсиях, оплаченных в евро, они показывают туристам… круглые дырки в стенах средневековых домов, которые предназначались для тушения факелов перед тем, как зайти в дом. Дырки! Приносящие деньги, на которые развивается город.