История с введением новых квот для украиноязычных песен на украинском радио продолжает будоражить социальные сети, радио-индустрию, шоу-бизнес.
Напомню вкратце, о чем речь.По действующему законодательству в эфире любой украинской радиостанции должно звучать не менее 50 процентов произведений украинских авторов и исполнителей.
Норма довольно жесткая, особенно с учетом того, что неважно, какая это радиостанция, и какую музыку она играет – популярную или какую-то особенную: ретро, джазовую, лаунж или танцевальную.
И норма достаточно спорная, поскольку нигде нет определения, что значит «музыка украинского происхождения», и не делается никакой разницы между теми станциями, которые используют поп-музыку, которой много, и теми, кто использует другие жанры, в которых украинские музыканты работают мало, или почти не работают.
Новый законопроект №3822 от 27.01.2016, который вызвал такую бурную дискуссию, обязывает радиостанции в рамках 50-процентной квоты музыки украинских авторов и исполнителей крутить 75 процентов песен на украинском языке, и делать это равномерно по всему эфиру. То есть, какая бы ни была станция, 37,5% ее музыкального эфира должны составлять песни на украинском языке.
Законопроект внесен несколькими народными депутатами, но главную роль в его продвижении играет Министр культуры Украины (и Вице-премьер-министр) Вячеслав Кириленко, и несколько украинских музыкантов.
Привлекательная на первый взгляд идея – обеспечить пространство для украиноязычной песни в эфире – на самом деле сталкивается с рядом проблем. Во-первых, она не учитывает жанрового разнообразия станций. Можно вспомнить, что после введения 50-процентной квоты для музыки украинского происхождения из эфира ушла единственная джазовая станция «Радио Ренессанс».
После введения новых квот на украиноязычные песни из эфира должны будут уйти станции, играющие дэнсовую, лаунжевую музыку, классический рок, инструментальные станции, и пока будет действовать такая квота, в Украине не появится радио с классикой, джазом, какие угодно нишевые музыкальные станции.
Во-вторых, она приведет к тому, что на всех радио будет звучать практически одна и та же музыка, поскольку песни на украинском языке пишут, в основном, музыканты и группы, работающие в стилях рок-музыки и альтернативы. В поп-музыке единицы пишут песни на украинском языке. Так сложилось, и радиостанции тут никак не влияли на ситуацию.
В-третьих, за долгие годы украинский слушатель привык к определенному уровню качества звучания, которое из года в год росло, и сегодня для обеспечения квоты и необходимого для любой станции разнообразия песен придется обращаться к записям прошлых лет, либо снижать требования к качеству фонограмм, и, повторюсь, соглашаться с однообразием музыки.
Кроме всего этого, есть довольно большой опыт разных стран, которые прошли длинный путь поддержки локального производителя, и есть статистика, как работают квоты, и как они помогают или мешают развитию шоу-бизнеса.
И, наконец, наличие песен на украинском языке в радиоэфирах – это не только вопрос к радио, это – вопрос к исполнителям. Это – исключительно творческая задача, решать которую нужно в разных аспектах.
Ни о чем из перечисленного не заботятся авторы указанной поправки к закону – всё это ложится на плечи радиобизнеса. А на самом деле, именно Минкульт мог бы сделать многое для того, чтобы украинская песня развивалась. Изучению ситуации и обобщению мирового опыта был посвящен круглый стол, организованный Радиокомитетом (объединяет крупнейшие радиосети в рамках Независимой ассоциации вещателей), в работе которого 17 февраля приняли участие представители Национального совета Украины по телевидению и радиовещанию, продюсеры ведущих украинских артистов. К сожалению, мы не увидели там министра культуры или его представителей.
Во время круглого стола был проанализирован опыт ряда стран – от Польши и Белоруссии до Франции и Австралии – по квотированию музыки в радиоэфирах, а также показан результат многолетней работы украинских радиостанций. Мы увидели, что жёсткое регулирование в этом вопросе приводит к негативным последствиям для радио и для самой индустрии шоу-бизнеса, в то время как планомерная работа регулятора в сочетании с государственными программами по поддержке исполнителей ведут к росту и развитию.
Мы чётко понимаем, что борьба за украинскую музыку – это, в нынешних реалиях, прежде всего борьба против российской музыки, и в этом плане было четко показано, как уменьшается доля российских песен в эфире. На четырех станциях из шести нет ни одной песни российского производства.
На минувшей неделе (24 марта) произошло ещё одно событие – министр культуры также собрал круглый стол, на который почему-то выборочно были приглашены представители музыкальной индустрии. К сожалению, голос радиоиндустрии во время этой встречи услышан не был.
Не дали высказаться не только менеджерам радиостанций, но и Сергею Костинскому, членуНацсовета по ТВ и радио, который тоже был лишен слова. Заявления по этому поводу можно прочесть и на сайте Нацсовета, и на сайте НАМ. Тем не менее, на сайте Минкульта появилось сообщение в духе «совка» -- законопроект был «единогласно поддержан» всеми участниками круглого стола. Иначе, как манипуляцией, этот факт назвать нельзя.
Популизм, который ярко демонстрирует Министерство культуры, вызывает крайне негативную реакцию. Вместо того, чтобы разработать программы по развитию украинской музыки, возродить или создать фестивали украинской песни, навести порядок в сфере охраны авторских прав, предложить системы стимулирования, нам предлагают убрать из эфира украинцев, поющих по-русски, и уничтожить ряд радиоформатов, закрыв этот путь развития радиоиндустрии навсегда.
Надеюсь, что в Минкульт скоро придут настоящие реформаторы и с ними можно будет конструктивно обсуждать будущее украинской культуры и её неотъемлимые составляющие – шоу-бизнес и радиоиндустрию. Мы готовы к диалогу и разработке программы развития украинской музыки с учётом наших реалий и международного опыта.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.