Наэлектризованная индустрия

30 травня 2015, 10:09
Власник сторінки
Начальник центра инвестиционного бизнеса УкрСиббанка BNP Paribas Group
0
Наэлектризованная индустрия
Tesla Motors сообщили о намерениях в ближайшее время вывести на рынок модель с запасом хода более 800 км

Как Украине подготовиться к массовому приезду электромобилей

 

В условиях глубокого структурного кризиса наша страна сталкивается с необходимостью серьезного обновления модели экономического развития. Наряду с сельским хозяйством, информационными технологиями, альтернативной энергетикой и прочими направлениями, призванными прийти на смену «традиционным» отраслям, одним из локомотивов будущего роста нашей страны может (и просто обязана!) стать индустрия электромобилестроения.

На данный момент уже совершенно очевидно, что массовый переход от традиционных видов транспорта, оснащённых бензиновыми или дизельными двигателями, к электромобилям – лишь дело времени.

Темпы развития технологий растут в геометрической прогрессии, а вопросы экологии волнуют всё большее число людей, переходя в плоскость государственной политики. За последние пять лет цена батареи снизилась вдвое, делая данный вид транспорта гораздо доступнее. При этом у моделей высшего ценового сегмента показатель пробега при полном заряде батареи уже перевалил за 400 км. Более того, мировой лидер в производстве электрокаров, Tesla Motors, сообщил о намерениях в ближайшее время вывести на рынок модель с запасом хода более 800 км.

Немалую роль в популяризации электротранспорта играют и внешние стимулы, такие как налоговые льготы, прямые денежные дотации покупателям и прочие блага (бесплатная парковка и/или заправка, движение по дорожным полосам, предназначенным исключительно для общественного транспорта). В частности, компенсация за приобретение электромобиля во Франции составляет 10 тыс. евро, в Эстонии до 50% (но не более 18 тыс. евро), в Китае до 18 тыс. Долларов. В США предоставляют налоговый кредит в размере 7,5 тыс. долларов.

Стоит ли удивляться, что в 2014 г. мировые продажи электромобилей превысили 300 тыс. штук и, как ожидается, достигнут 1,8 млн. единиц в 2020 году. При этом в США в прошлом году продажи электрокаров увеличились на 68,7% (со 172 до 291 тыс. штук), в Японии — на 46% (с 74 до 108 тыс. штук), в Китае — и вовсе на 115,6% (с 38 до 83 тыс. штук).

Наиболее убедительные успехи можно отметить в Норвегии – мировом лидере по числу электромобилей на душу населения. В 2014 г. число электромобилей в этой стране увеличилось более чем вдвое, достигнув 43 тыс. При этом за 12 месяцев прошлого года доля электромобилей в общем объёме продаж автотранспорта составила 13,8%, а по итогам первых двух месяцев 2015 года — 21% (по сравнению с 6% в 2012 году и 3% годом ранее).

На этом фоне в Голландии (стране, занимающей второе место в мире по числу электромобилей на душу населения) доля электрокаров в общем количестве автомобилей, «бегающих» по стране, уже превысила 5%, а их продажи в прошлом году составили 44 тыс. штук.

Несмотря на значительные успехи конструкторов и быстрорастущий интерес со стороны потребителей, рынок электромобилей всё ещё значительно уступает рынку автомобилей, оснащённых двигателем внутреннего сгорания. Основная причина тому, как известно, – малый запас хода электромобилей (до 200 км для среднего ценового сегмента и до 500 км для «премиум» сегмента при полном заряде батареи) и ненадежность аккумуляторных батарей, часто преподносящих неприятные сюрпризы владельцам электромобилей.

Согласно оценкам отраслевых экспертов к концу 2014 г. совокупное количество автомобилей, оснащённых двигателем внутреннего сгорания, достигло примерно 1,2 млрд. единиц. По данным Международной организации производителей автомобилей, общее число автомобилей, проданных в мире только в прошлом году, составило 88 млн. штук.

При этом на 1 января 2015 года общее число электрокаров в мире оценивалось всего в 740 тыс. единиц, составляя лишь 0,1% от общего количества машин. В США, мировом лидере по числу используемых электрокаров, их доля в общем количестве автомобилей составляет менее 1%.

В ещё более «зачаточном» положении рынок электромобилей находится в четвертой по размерам экономики мира – Германии. Согласно планам правительства этой страны число электрокаров на дорогах этой страны должно достигнуть 1 млн. штук. Тогда как по данным Euractiv на конец прошлого года их число оценивалось в скромные 24 тыс., из которых 8 тыс. появились в декабре-августе 2014 г. И это при практически нулевых ставках финансирования, несравнимо большей развитости требуемой инфраструктуры и масштабных мерах государственной поддержки.

Что в Украине

По данным AUTO-Consulting в 2014 году у нас в стране было продано 39 новых электромобилей, а уже за 2 месяца 2015 года их поставки в Украину превысили прошлогодние показатели. А ведь ещё в начале 2014 г. количество «электрозаправок» в стране исчислялось единицами. Очевидно, осознавая перспективы почти 43-х миллионной Украины (без учёта Крыма), Tesla Motors уже заявил о планах строительства  двух суперчарджеров в стране в следующем году.

Энтузиастам электротранспорта приходится находить деньги на покупку автомобилей в условиях фактически полного отсутствия финансирования. Помимо высокой стоимости самих электрокаров, процентные ставки по банковским займам достигают 30-50%.

Добавьте к этому неразвитость инфраструктуры. Так, по данным портала www.plugshare.com, зарядных станций в Украине насчитывается лишь 41, три из которых находятся в собственности физлиц.  Сконцентрированы они в основном в Киевском и западном регионах и являются стандартными, т.е. процесс полной зарядки батареи длится 6-8 часов. При этом в Украине пока нет ни одной станции ускоренной зарядки (т.н. «суперчарджер» – supercharger), способных зарядить батарею машины за 30-60 минут.

Не следует забывать и о том, что технологии слабо проверены в наших климатических условиях (вспомним хотя бы историю со знаменитыми поездами Хюндай, застрявшими в заснеженных полях и «спасёнными» обычными электровозами советской эпохи). Украина – это, конечно, далеко не Сибирь, но, по данным одного из специализированных интернет-порталов, ёмкость батареи падает на 1% при каждом очередном градусе мороза. Таким образом, при -200C мороза дистанция пробега упадёт примерно на 20%. И это без учёта работающей печки.

А если учесть, что электрокары в среднем на 30-40% дороже своих бензиновых аналогов, стоит ли удивляться, что в настоящее время в Украине насчитывается не более 300 таких машин, не менее половины которых появились на наших дорогах в 2014-2015 годах. Так что если при текущем развитии событий через несколько лет число электромобилей, проданных в этой стране, достигнет нескольких тысяч, это можно будет считать безумным успехом.

Наконец, ещё одним немаловажным моментом может стать дефицит электроэнергии, сложившийся в текущих условиях и предполагающий (при прочих равных условиях) дальнейший рост цен при значительном увеличении объёма потребляемой энергии. К примеру, не так давно начальник управления стратегического планирования и развития энергетических рынков Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Валерий Цаплин заявлял, что для украинских энергосетей критическим может стать показатель, когда доля электромобилей составит 5-10% всех частных автомобилей.

Что может сделать государство уже сейчас?

Ответ прост: достаточно убрать все импортные пошлины / внутренние налоги на электромобили, а также их производство и технологии.

На чём основываются данные убеждения?

1.       Первое и самое главное: Украина попросту ничего не теряет. Фискальный эффект от импорта и регистрации нескольких сотен электромобилей, бегающих по стране, мизерный. Как отмечено выше, в ближайшем будущем электромобили не станут массовым явлением, т.е. бюджет не понесет потери за счёт того, что собственники автомобилей массово пересядут на льготную электрику.

2.       Рост числа электромобилей повлечёт за собой расширение сети электрозаправок, особенно в крупных городах и вдоль основных трасс. Прогрессивные города будут централизовано внедрять суперчарджеры, располагаемые вдоль линий метрополитена, на местах трамвайных депо и пр. Это будет способствовать занятости среди населения и, как следствие, росту совокупного спроса. Даже в условиях резкого роста цен на электроэнергию стоимость эксплуатации электромобилей останется в разы меньше, нежели  аналогичный показатель машин, оснащённых двигателем внутреннего сгорания.

3.       Наконец, популяризация электромобилей стимулирует их внутреннее производство. При этом надо полагать, что как будущие производители, так и упомянутые энтузиасты адаптируют свои электромобили к непростым климатическим условиям нашей страны.

4.       Более того, высокая экспортная составляющая в будущем производстве электромобилей потребует  ускоренного развития электротехнической отрасли, а также значительного повышения качества сырья и полуфабрикатов, производимых в Украине, что в свою очередь стимулирует спрос на них вне рынка электромобилей, придав ещё больший стимул экономическому росту.

5.       Ещё один не менее важный аргумент – выраженный позитивный эффект на платёжный баланс страны. При этом совершенно очевидно, что уже через год-два после либерализации рынка объём экономии на импорте нефтепродуктов может во много раз превысить отток средств за счёт резкого роста спроса на зарубежные электромобили. По словам представителей профильных ведомств, Украина импортирует около 70% бензина и 80% дизельного топлива. Согласно же данным Укрстата за 12 месяцев 2014 года импорт нефти и нефтепродуктов составил около 7 млрд. долларов (53% дефицита нашего платёжного баланса за аналогичный период).

Существует и ряд проблем регуляторного характера, требующих оперативного решения. На сегодняшний день в Таможенном тарифе Украины существует только один код для электромобилей (8703 90 10 00 – транспортні засоби, оснащені електричними двигунами). При этом полностью отсутствуют коды идентификации для отдельных их видов (электромобиль «в чистом виде»,  гибридный автомобиль с подзарядкой от сети и без неё). Более того, сама группа товаров 8703 касается транспортных средств, предназначенных, главным образом, для перевозки людей, за исключением транспортных средств, предназначенных для перевозки 10 и более человек. Таким образом, в тарифе отсутствует какое-либо упоминание об электрических или гибридных приводах для автобусов или коммерческих автомобилей.

Переходя же в плоскость социально-экономической политики государства, видим здесь полное отсутствие каких-либо стимулов к развитию сети зарядных станций (административное регулирование выделения парковочных мест). Не видим мы также и шагов, направленных как на поддержку производства транспортных средств на электрической или гибридной тяге в частности, так и на стимулирование к приобретению экологического транспорта в целом. В той же Европе существует чёткая градация налогов на автомобили в зависимости от объёма выбросов углекислого газа, ставка которых стремительно возрастает с увеличением объёма выбросов. В Великобритании же, если объём выбросов составляет менее 100 граммов на километр, ставка налога равна нулю (независимо от периода пользования машиной).

Не видим мы также и шагов, направленных как на поддержку производства транспортных средств на электрической или гибридной тяге в частности, так и на стимулирование к приобретению экологического транспорта, в целом. В той же Европе существует чёткая градация налогов на автомобили в зависимости от объёма выбросов углекислого газа, ставка которых стремительно возрастает с увеличением объёма выбросов. В Великобритании же, если объём выбросов составляет менее 100 граммов на километр, ставка налога равна нулю (независимо от периода пользования машиной).

Время – деньги

Не секрет, что наша страна наделена огромными конкурентными преимуществами в области машиностроения и, в частности, автомобилестроения. Что же мешает Украине уже сейчас начать активно создавать почву, чтобы в будущем стать мировым лидером в области производства электрокаров?

Наверное, не все знают, но первый украинский электромобиль был создан ещё в далёком 1993 году концерном ЗАЗ.

Сочетание высокого научного потенциала, дешёвой рабочей силы и развитой производственной базы делает Украину настоящим Клондайком. Полимеры, сталь, автомобильные покрышки – всё это уже производится в Украине. При этом в стране уже работает ряд компаний, выпускающих сложные комплектующие для иностранных производителей электроники и машиностроения. Огромное значение имеет также наличие у нас в стране богатых месторождений лития – основного компонента для производства батарей.

Ну, а пока теоретики морщат лоб, некоторые в Украине уже начали переоборудовать обычные автомобили в электромобили (в частности, на базе киевского завода «Титан»). Но это, конечно, совсем не тот масштаб, который хоть как-то соответствовал бы  потенциалу Украины.

Стоит упомянуть и том, что Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана уже внедрил временную нулевую  пошлину на электрокары (действует с 1 февраля 2014 года по 31 декабря 2015 года).

Безусловно, в краткосрочной перспективе развитие частного электротранспорта нанесёт скорее вред платёжному балансу, ввиду роста спроса на импортные электромобили и, впоследствии, необходимости импорта технологий.  При этом ущерб от импорта будет немедленный (хоть и весьма небольшой), а позитивный эффект растянется на годы вперёд.

Если мы не сделаем решительных шагов прямо сейчас, то уже через несколько лет  делать это будет уже слишком поздно. Всё закончится традиционным показушным проектом в стиле Госинвестиций или бюджетных гарантий с выделением и последующим «распилом» огромных средств. 

Давайте предотвратим такой сценарий уже сейчас и дадим шанс «невидимой куре рынка» свободно формировать в этой стране отрасль будущего. Опять-таки, на наш взгляд, участие государства у нас должно ограничиваться максимально либеральным налоговым режимом без каких-либо бюджетных вливаний, бюджетных программ, государственных гарантий и прочих коррупционных кормушек (понятно, что программы государственной поддержки электрокаров в западных странах примером тут служить не могут).

Если в наших реалиях бизнес в Украине продолжает существовать (и, зачастую, даже развиваться!), представьте, что будет, если его вдруг лишат «чуткой заботы» государства! И это, по большому счёту, касается не только рынка электромобилей, но и большинства прочих отраслей.

Главное в текущих условиях – не позволять войне отбирать все мысли, не поддаваться депрессии и уже сейчас начать закладывать основы будущего.  Иначе к тому времени, когда мир начнёт массово переходить на экологические виды транспорта, в Украине не будет ни технологий, ни сетей заправок – ничего. В условиях кризиса традиционных отраслей, руководству Украины важно, наконец, понять, что будущее начинается уже сегодня. 

Лёд тронулся?

На прошлой неделе депутаты приняли в первом чтении два законопроекта, предусматривающие отмену импортной пошлины, а также НДС и акцизного сбора на транспортные средства с электрическими двигателями, ввозимые на территорию Украины (законопроект №1674 и №1912 соответственно). При этом согласно законопроекту №1912 освобождение от уплаты НДС и акцизного сбора действует до 1 января 2020 года.

Действие нулевых ставок импортной пошлины распространяется на легковые электромобили (группа 8703 Таможенного тарифа),  троллейбусы, мопеды и электрокары, предназначенные для транспортировки радиоактивных веществ (то есть, к сожалению, не затрагивают автобусы и коммерческие грузовики). Аналогичным образом нормы относительно освобождения от уплаты НДС и акцизного сбора распространяются лишь на легковые электромобили.

После окончательного утверждения и введения в действие данных инициатив следующими шагами могли бы стать, например, освобождение услуг такси от обложения НДС (соответствующий законопроект №2132 был подан в Верховную Раду 13.02.2015), налоговые льготы на импорт и производство батарей, льготы на использование / производство / сборку электромобилей на территории Украины и прочие меры стимулирования. Наконец, дополнительного решения, на наш взгляд, всё же требует вопрос разделения (с точки зрения украинского законодательства) электромобилей на электрокары в чистом виде и гибриды.

Остаётся надеяться, что все эти идеи (или хотя бы некоторые из них) найдут понимание среди законодателей, став при этом лишь первым шагом в поддержку рождения новой отрасли промышленности Украины.

Для справки. Согласно действующему законодательству таможенная пошлина на электромобили варьируется от 8% до 10%, дополнительный  импортный сбор составляет 5%, плюс акциз (109,129 евро) и НДС (20%). В итоге, электромобиль с начальной (инвойсной) стоимостью 30 тыс. долларов дорожает до примерно 41 тыс. долл.

Что дадут законопроекты в случае принятия?

Расчётная стоимость импортного электромобиля (пример)

Сейчас

Законопроекты №1674 и №1912 (приняты в первом чтении 21.05.2015)

Инвойсная стоимость + доставка

$ 30 000

$ 30 000

Таможенная пошлина + Доп. импортный сбор

$ 3 900 - 4 500

-

(в случае если будет отменен дополнительный импортный сбор 5% *)

Акциз

$ 125 (€ 109)

-

НДС

$ 6 805 - 6 925

-

Итого

$ 40 830 – 41 550

$ 30 000

 

* Введён на временной основе как мера, направленная на выравнивание платёжного баланса

Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.
РОЗДІЛ: Новости бизнеса
ТЕГИ: автомобили,экология,энергетика,топливо,Пошлины,батарея,возобновляемая энергетика,альтернативна енергетика,электромобили,экзотические автомобили,Tesla Motors
Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію.