Если посмотреть на статистические данные за первое полугодие прошлого 2013 года, Луганская область получила 9,42 млрд. грн. дотаций и ассигнований из госбюджета, а вложила в него 4,35 млрд. грн., аналогичная ситуация и в Донецкой области - получено дотационной поддержки 13,09 млрд грн, а перечислено 3,85 в бюджет. Получается, не отдали в бюджет, а только взяли. А вот Харьков за пол года принес около 7 млрд грн. бюджету страны чистой прибыли.
Почему так получается, что восточные регионы убыточны, ведь в них сконцентрированы украинские монстры тяжпрома ?
Сравнивая первое полугодие 2013 и 2014 годов, можно увидеть спад в металлургии на 8,7%. Учитывая тот факт, что именно металлургия обеспечивает более 25 % промышленного производства государства, дает около 40 % валютных поступлений от экспорта и более 10 % поступлений в государственный бюджет Украины - 8,7% это существенная потеря, которая выражена и в ВВП, а упал он на 3% за пол года.
Черная угольная полоса
В Украине всего расположено 218 угледобывающих компаний. Из них 111 приходится на Донецкую область (50,9%), на Луганскую - 69 предприятий ( 31,7%) , Львовскую 20 (5%) и на Днепропетровскую 10 (4,6%). В этих компаниях насчитывается 152 шахты. Сегодня некоторые из шахт остановили работы: «Красный партизан» в Ясиноватском районе Донецкой области, «Ровеньковская» № 1 и 2, «Луганская» и «Индустрия» № 71 в городе Ровеньки Луганской области. Таким образом, львиная доля угледобывающих предприятий находится в Донецкой и Луганской областях.
В Донецкой области сосредоточены государственные предприятия : “Артёмуголь”, “Макеевуголь”, “Орджоникидзеуголь”, “Донуголь”, “Торезантрацит”, “Шахтерскантрацит”, “Донецкуголь”, “Дзержинскуголь”, “Красноармейскуголь”, а так же предприятия ДТЕК Рината Ахметова, включающие “Добропольеуголь”, “Павлоградуголь”, “Ровенькиантрацит”, “Комсомолец Донбасса”.
В Луганской области так же находятся госпредприятия такие как “Донбасантрацит”, “Луганскуголь”, “Первомайскуголь”, “Свердловантрацит” и входящий в холдинг Метинвест Рината Ахметова “Краснодонуголь”.
Сегодня на Востоке Украины, а именно в Донецкой и Луганской областях происходит вооруженный конфликт и ведутся активные боевые действия. По этой причине, работы приостановлены на шахтах “Красный партизан”, имени Свердлова, “Должанская-Капитальная”, “Центросоюз”, они работают только в режиме поддержания жизнеобеспечения. Все эти предприятия принадлежат компании ДТЭК - “Свердловантрацит” и “Ровенькиантрацит”. То есть, украинскому олигарху Ринату Ахметову.
Угледобывающие предприятия Украины, приватизированные или переданные в аренду двум компаниям Рината Ахметова: ДТЭК и Метинвест, производят добычу 43 тыс. тонн угля, то есть более 65% от общеукраинской добычи ( добыча каменного угля Украиной в 2013 году составила 83600 тыс.т.). Если предприятия будут продолжать закрываться, это однозначно приведёт к негативным последствиям.
Другие шахты , в том числе и государственные, так же подвержены военной атаке. Например, здание государственного предприятия “Донбассантрацит” захвачено вооруженными террористами, а в районе шахты “Октябрьская” сейчас эпицентр военных действий. Но эти шахты пока никто не обстреливает.
Тяжелые времена для тяжелой металлургии
Известно, что в мировом производстве чёрной металлургии доля Украины, по данным Международного института чугуна и стали, составляла 7,4 %. Представлена преимущественно в городах Донецкой области, основные заводы : Азовсталь, Алчевский металлургический комбинат, Енакиевский металлургический завод, согласно международным стандартам финансовой отчетности, окончил с прибылью 146,098 млн грн., но из-за нехватки металлургического кокса доменные печи останавливаются. Мариупольский металлургический комбинат имени Ильича, который переведен на сокращенный режим работы из-за непрекращения боевых действий, показатели выработки чугуна и стали уменьшаются .
Все предприятия входят в Метинвест холдинг Рината Ахметова и большинство пребывают в тяжелом состоянии. Ключевые показатели Метинвеста говорят о том, что в первом квартале 2014 года производство чугуна снизилось на 3% по отношению к предыдущему кварталу из-за падения объемов производства на Азовстали, и так же выросло на 3% по сравнению с первым кварталом 2013 года.
Интересно, что Авдеевский коксохимический завод - основной поставщик кокса - тоже пострадал от артиллерийского обстрела, как и несколько ахметовских шахт. Этот завод так же принадлежит Ринату Ахметову. Позже работа завода была восстановлена. Недавно олигарх заявил о том, что на метзаводы будет направлена продукция с Днепродзержинского коксохимического завода - с целью покрыть убытки.
Видимо, убытки существенные.
Но не только предприятия Ахметова терпят убытки - известный олигарх Дмитрий Фирташ тоже вынужден прекратить работу предприятий, входящих в группу Group DF. В качестве примера - Горловский химический концерн “Стирол”, который в мае был остановлен. Северодонецкий “Азот” так же перестал функционировать.
Несмотря на чёрную угольную полосу, горнообрабатывающая промышленность чувствует себя неплохо во времена военные, возможно потому, что владелец - губернатор Днепропетровска?
Можно привести пару примеров: Комсомольское рудоуправление в Донецкой области компании Метинвест. Оно включает в себя и Северный ГОК, и Южный ГОК, которые находятся в Кривом Роге, но там не ведутся боевые действия, поэтому работа идёт без перебоев.
Нашумевшая новость о том, (http://112.ua/mnenie/recept-spaseniya-ukrainy-ot-kolomoyskogo-koshernaya-nacionalizaciya-88308.html) что Стахановский завод ферросплавов, принадлежащий Игорю Коломойскому тоже привлекает внимание и удивляет своими результатами: за первые 6 месяцев 2014 года он увеличил производство ферросплавов на 62% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года – до 90,8 тыс. тонн. И тут-то несостыковочка выходит. Почему при разрухе на востоке Украины одни промышленные предприятия наращивают такие обороты когда вокруг стреляют и убивают, а другие терпят убытки?
«Почему нас тревожит возможная остановка Авдеевского коксохима? Потому что следом в Донбассе почти моментально остановится целый ряд металлургических переделов. Это 200 тысяч безработных, которым нужно как-то жить и кормить свои семьи. А цепная реакция чуть позже остановит и горнодобывающие предприятия. И это еще сотни тысяч наших сограждан, которых нужда может толкнуть на самые отчаянные действия. И в этом случае пожар охватит не Донбасс - пожар охватит всю страну”, - заявил Юрий Зинченко, генеральный директор комбината им. Ильича:
Но, может, именно в этом и цель боевых действий? Ведь почему-то часто стреляют там, где нет ни террористов, ни опорных пунктов сопротивления, ни блок-постов. Но зато есть шахты, металлургические и химические предприятия, есть жилые дома, где живут работники этих предприятий.
Получается какая-то цепочка событий: шахты перестают функционировать, крупнейшие коксохимические заводы снижают обороты или останавливаются, в следствии этого металлургия характеризуется падением темпов производства. Но принадлежат одни Ринату Ахметову, а другие Дмитрию Фирташу. Может, здесь кроется какая-то загадка?