Глава Кабмина заявил, что в экономической политике у Украины есть лишь два приоритета: АПК и энергосбережение. Не 150 приоритетных отраслей, как это было все годы независимости, а всего две.
Это логично: в условиях кризиса Яценюк старается максимально эффективно приложить усилия, чтобы повысить доходы и снизить расходы. Аграрный сектор, ставший главной экспортной отраслью Украины, должен увеличить выручку, а развитие энергосбережения — позволить эту выручку не тратить на дорогие энергоносители. При этом преимуществом украинского АПК является его многовекторность: наша продукция поставляется и в Европу, и в Африку, и страны СНГ, то есть менее других отраслей зависит от внешнеполитического курса.
Этот план, как, впрочем, и любой другой, имеет свои минусы, главный из которых — его реализация.
Дело в том, что Яценюк потребовал от профильных министров конкретных предложений: «требую от правительства конкретики, четких целей и достижения этих целей. Ситуация в стране слишком сложна». То есть Швайка должен иметь концептуальный ответ на вопрос: как нам в течение трех лет не просто значительно увеличить объемы производства, но и стать одним из основных игроков на мировом рынке продовольствия, и по пунктам прописать этот план.
Справится ли с этим сегодняшнее руководство МинАПК? Большой вопрос.
По сути, ключевые сотрудники в министерстве остались на своих должностях. За 100 дней работы ведомство Игоря Швайки не разработало ни одного стратегического документа, отвечающего на вопросы: куда мы движемся и что нужно сделать, чтобы туда попасть? Это означает, ничего нет готового, а предложение для премьера будет «лепить» в срочном порядке та же команда, которая в прошлом году разработала «Стратегию развития аграрного сектора Украины до 2020 года», причем по тем же лекалам.
В свое время мы анализировали этот документ-пустышку. «Максимально способствовать… предполагается развитие… стимулирование роста…» — такими словами пестрит так называемая стратегия, содержащая всего шесть цифр. Пути реализации и критерии оценки успеха в документ, естественно, не вошли — отвечать за свои слова и действия чиновники не любят.
Чтобы не быть голословной, Украинская аграрная ассоциация в прошлом году разработала альтернативную программу. В ней предлагается переход от административно-командной модели государственного контроля над АПК к либеральной. Разрабатывая документ, мы пришли к выводу, что основным препятствием для развития нашего АПК является вовсе не в традиционный недостаток средств для закупки лучшей техники, лучшего посевного материала, удобрений, а в том, что никто и никогда не пытался сделать хоть что-то, чтобы эти средства привлечь в страну.
Для этого необходимо две вещи: стабильность в налоговой сфере (если в Налоговом кодексе прописаны льготные условия для сельхозпроизводителей, то они должны остаться до определенного законом срока) и реальная дерегуляция. Сектор зажат бесконечными проверками многочисленных и часто не нужных проверяющих, таких как Госсельхозинспекция. Аналогов этой службы нет ни в ЕС, ни в США, ни в России.
Защищая свои, часто коррупционные интересы, чиновники, как правило, рисуют апокалиптические картины — без них злодеи-предприниматели потравят потребителей. Но если мы говорим, к примеру, об экспорте продовольствия на рынки ЕС, то наши предприятия сами заинтересованы в качественной продукции.
Если проанализировать внешнеэкономическую деятельность предыдущего вице-премьера Арбузова и экс-министра АПК Присяжнюка, то окажется, что все их лоббистские усилия на внешних рынках были направлены исключительно на рынки Китая и Саудовской Аравии, с целью продвижения интересов подконтрольной им госкомпании «ГПЗКУ», а вовсе не основных украинских компаний-экспортеров. Внешнеэкономическая активность министра Швайки пока свелась к встречам с министрами неключевых для украинского экспорта стран и заявлениям об открытии украинского рынка молочки производителям Беларуси, а свинины — Польше.
Так что тут у Арсения Петровича есть все возможности показать кардинально новый подход. Было бы желание.