История – забавная штука. Кто-то говорил, что не следует смотреть на процесс производства двух вещей – паштета и истории: лучше не знать, из чего это сделано на самом деле.
Культ
ка́рго, также религия самолётопоклонников или культ Даров небесных — проявление магического мышления, группа религиозных движений
в Меланезии, где верят, что западные товары («карго» –
англ. «груз») созданы духами предков и предназначены для меланезийского народа. В
культах карго проводятся ритуалы, похожие на действия белых людей, чтобы этих
предметов стало больше.
Культ карго зародился во
второй половине 19-го века на островах Тихого Океана. Достиг своего расцвета в
середине 20-го, когда союзные войска стали использовать тихоокеанские
архипелаги в качестве военно-воздушных баз в войне с Японией. Для строительства
аэродромов, а после постройки – для снабжения личного состава, активно
использовались сбросы на парашютах разных грузов. С неба спускались запчасти и
батареи освещения, пиропатроны и ракеты, пиво и тушенка. Понятно, что кое-что
перепадало и аборигенам, населявших эти острова. В то время (до парней Дяди
Сэма) они счастливо пребывали в эпохе неолита. А тушенка с неба – это слишком
для неокрепшей психики.
После сброса еще двух
подарочков на Хиросиму и Нагасаки союзники свернули базы на островах, и, не
убрав за собой, уплыли в Оклахому и Канзас. А не читавшее «Пикника на обочине»
местное население начало осваивать остатки былой роскоши. Но! В отличие от
героев Стругацких, они видели само посещение! Доев и допив запасы, они
выстроили простые причинно-следственные связи, и решили самостоятельно
возобновить поставки. Ведь все очевидно. Необходимы контрольные башни (из
бамбука), самолеты на рулежках (из дерева и пальмовых листьев), ВПП (земляные,
с разметкой), диспетчеры (в наушниках из половинок кокосов), разожжённые
посадочные огни… И ВСЕ!! И будет счастье!!! И опять вернуться Боги, опять будет музыка, и пиво с тушенкой с неба. Ведь главное что:
главное воссоздать правильный антураж, и, не вникая в суть вещей, придать
происходящему ФОРМУ, СХОЖУЮ С РЕАЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ.
Они стали строить.
Деревянные копии Би-2 и Спитфаеров, контрольных вышек и осветительных мачт.
Даже проводили военные парады. Все, как делали Боги.
Примерно к концу 70х -
началу 80х карго-культ сошел на «нет». Это в тихоокеанском регионе. Потому как
в 90х он возродился на 1/6 части суши вообще и в Украине в частности. И это
касается всех отраслей жизни. От религии до бизнеса (для очень многих
руководителей и владельцев ISO 9001 просто ДОЛЖЕН БЫТЬ, и все). От образования
до Дня святого Валентина. От архитектуры до внешней политики.
Пару месяцев назад я прогулялся по киевским склонам, от
Аскольдовой могилы до Арки на
Европейской площади. Примерно полтора километра по густому заросшему лесопарку,
потрясающей когда-то красоты. Предыдущий раз гулял там года два назад. Так вот:
плотность застройки, развернутой за эти годы, просто невероятная. И не частными
домиками, а элитными многоэтажками. Я даже не подозревал, что там, в хащичках,
такой строительный аншлаг. Интересно, кстати, как решаются чисто инженерные
вопросы, от сползания грунтов в Днепр до пустот на месте огромного количества
лаврских пещер. Если это для депутатского корпуса – конечно, пожалуйста, но
ведь могут случайно и люди пострадать. Я не говорю про архитектурные памятники
над склонами и их статус наследия ЮНЕСКО (которого, кстати, могут лишить).
А вот ЮНЕСКО как раз
озаботилась культурной составляющей. И выступило с соответствующим заявлением, и по Софии, и
по Лавре.
И что вы думаете? Реакция последовала незамедлительная. И все бы
ничего, только вот душок у этой реакции странный. Это не страх перед санкциями.
Это уж тем более не прихождение в себя после наваждения. Это необходимость
ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ВИДИМОСТЬ процессов. В надежде, что их не просто увидят, но
и расценят так, как нам хочется.
Это как огни разжечь на
полосе в ожидании тушенки. Типа «Не-не-не, это вам просто не видно было! У нас
все как надо, вот тутачки мы, вы давайте-давайте. Та какая застройка, это все
грехи предыдущей власти, вы бросайте-бросайте. Та какие нарушения СНиПов, мы же
все остановили, вы спускайте-спускайте. Та что вы там рассказываете. Та мы ж
уже здесь распереживались. Та ну что вы, в самом деле. Вы что, не видите?! МЫ
ЖЕ ВСЕ СОБЛЮДАЕМ!»
Форма. Не суть. Только
форма.
Пелевин в "АМПИР В" передал
карго-культ достаточно ярко. И мне это напомнило отрывок из другого романа Пелевина, "Generation П":
"Выйдя в центр
комнаты, он с трудом встал на колени, сложил руки на груди и поднял взгляд в
потолок.
– Господи, к Тебе воззвах, – сказал он тихо. – Я так виноват перед
Тобой. Я плохо и неправильно живу, я знаю. Но я в душе не хочу ничего мерзкого,
честное слово. Я никогда больше не буду есть эту дрянь. Я… Я просто хочу быть
счастливым, а у меня никак не получается. Может, так мне и надо. Я ведь ничего
больше не умею, кроме как писать плохие слоганы. Но Тебе, Господи, я напишу
хороший – честное слово. <...> Кое-как встав с коленей, Татарский добрел
до стола, взял ручку и прыгающим паучьим почерком записал:
Плакат (сюжет клипа):
длинный белый лимузин на фоне Храма Христа Спасителя. Его задняя дверца
открыта, и из нее бьет свет. Из света высовывается сандалия, почти касающаяся
асфальта, и рука, лежащая на ручке двери. Лика не видим. Только свет, машина,
рука и нога. Слоган:
ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ
СОЛИДНЫЙ ГОСПОДЬ ДЛЯ СОЛИДНЫХ
ГОСПОД
Вариант:
ГОСПОДЬ ДЛЯ
СОЛИДНЫХ ГОСПОД
Бросив ручку, Татарский поднял заплаканные глаза в потолок.
– Господи,
Тебе нравится? – тихо спросил он."
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.