Драку нормальную в зале уже не устроишь, щитовую, а уж тем более трибуну Рады долго не продержишь. Голодовка уже не в моде, «майданы» – слишком дорого и сложно. И власти уже не особо нужно оказывать силовое давление, ведь собрать больше полутора тысяч сторонников даже в такой серьезный день, когда Юлии Тимошенко должны были вынести окончательный приговор, оппозиция оказалась не в состоянии.
На первый взгляд, власть связала оппозицию по рукам и ногам. Но на самом деле, она вытолкнула, наконец, засидевшегося птенчика из уютного гнездышка.
Теперь БЮТ, чтобы остаться на плаву, придется осваивать принципиально новые для себя методы политической борьбы. По счастливой случайности, они широко опробованы в цивилизованных странах мира: диалог с обществом, предложение адекватной социально-экономической платформы, новых идей, смыслов, конструктивная критика действующей власти и – вообще дикость для наших широт – предложение своих вариантов решения проблем. БЮТ очень хочет остаться на плаву, а значит, ему придется всему этому научиться.
И еще один важный момент. Сегодня украинские оппозиционные партии – это кобры, с широким, устрашающим воротником. Известно что будет, если обезглавить змею. Европейская политическая традиция, наоборот, позволяет выращивать нечто похожее на мифических гидр: одну голову отрубил – две появились. Яркий пример – перетасовки в социалистической партии Франции, где после отставки Доминика Стросс-Кана за его место решили побороться сразу шесть политиков. В этом контексте показательно, что во время премьерства Тимошенко не было вариантов, кто станет «первым-вице». А сегодня «премьериада» – постоянно на слуху.
«Отрубив» БЮТ «голову» или, по крайней мере, продемонстрировав, что это можно сделать, Печерский суд оказал этой партии услугу: открыл глаза на серьезные проблемы.
Арсений Яценюк пока не включился в вынужденную «эволюционную гонку» оппозиции. «Фронт змін» полностью замкнут на единоличное лидерство Яценюка, как это было с БЮТ. Пока что рейтинг партии прямо пропорционален рейтингу Яценюка, но ситуация может радикально измениться в преддверии парламентских выборов 2012 года, с переходом на смешанную избирательную систему. Так что если сейчас раскрывать карты и показывать свой иконостас ему не с руки, завтра может быть уже просто поздно.