То, что происходит в стране с валютой, не обсуждал пожалуй только ленивый. Это ТОП новость последних дней, с неё начинается рабочий день, собственно им он и заканчивается.
То, что происходит в стране с валютой, не обсуждал пожалуй только ленивый. Это ТОП новость последних дней, с неё начинается рабочий день, собственно им он и заканчивается. Мнений много, от весьма осторожного оптимизма, до вероятно во многом оправданного пессимизма. Оправданного не огульными рассуждениями о «проворовавшихся» и провокационными лозунгами «валить» банковскую систему, а трезвыми оценками, которые базируются на качественной аналитике, огромном опыте и нетривиальными подходами к решению этой проблемы. В этой связи я позволю себе обратиться к мнению человека, лучше которого, на мой взгляд, в этой проблеме мало кто разбирается. Речь, о Александре Сугоняко, президенте Ассоциации украинских банков.
Думаю, что именно его кандидатура, как нельзя лучше подходит в качестве основного эксперта, способного дать реальную оценку тому, что происходит на валютном рынке. При этом предлагаю считать это мнение беспристрастным, отталкиваясь от личности Сугоняко. Не думаю, что жесткие оценки президента АУБ, в первую очередь касающиеся регулятора рынка, можно рассматривать как «сведение» счётов или предвыборный пиар. Сугоняко хоть и является кандидатом в депутаты, но баллотируется, простите, не на должность председателя НБУ. Да и «сводить счёты» с Арбузовым…извините, это звучит просто нелепо. Впрочем «Имеющие уши, да услышат. Имеющие глаза, да увидят».
Автор благодарит коллектив АУБ и лично А. Сугоняко за предоставленные аналитические и статистические материалы по данной тематике, которые легли в основу этого материала.
Основным меседжем, который прослеживается в оценках ситуации от Сугоняко, это то, что к проблеме с курсом национальной валюты во многом привела политизация деятельности национального банка. С этим трудно спорить, да и стоит ли… Если не погружаться в вопросы стратегии, главным из которых, пожалуй был бы вопрос о жизнеспособности самой теперешней команды регулятора, то существующая ситуация с курсом сложилась именно в таком виде благодаря тактическим ошибкам НБУ. "Эта ситуация могла не случиться. Если бы правительству не удалось привлечь три миллиарда, это случилось бы еще раньше. Вчера была чисто тактическая проблема, связанная с резким увеличением средств на корсчете", - убеждён Сугоняко. Еще в июле, остатки на корсчетах составляли 16-18 миллиардов, а за последнюю неделю достигли 20-25 миллиардов. Это при том, что до теперешних проблем регулятор не «баловал» банковскую систему излишней ликвидностью. Более того она постоянно «зажималась», доводя ситуацию если не до критической, то до крайне напряженной точно. В результате увеличения требований к резервированию (летом прошлого года) из оперативного оборота банков было «изъято» более 3 млрд. гривен, что естественно привело к падению ликвидности в системе. Осенью, того же года, ликвидность вообще «падала» до исторического минимума 9-10 млрд. гривен. Даже в период кризиса 2008-го ликвидность системы никогда не была ниже 10,3-11,8 млрд. гривен. «Традиционные» значения ликвидности банковской системы Украины находятся в диапазоне 18-20 млрд., а тут сразу 25-ть. "В этих условиях, когда даже краткосрочные кредиты банки не хотят давать, эти деньги некуда девать. Владельцы этих средств пошли на рынок валют и сформировали дополнительный спрос", - пояснил глава Ассоциации банков. А это уже вопрос стратегии, точнее серьёзной промашки в этой стратегии. Впрочем могло ли быть по другому, в тех условиях, когда регулятор в значительной степени занимается не своей основной задачей – обеспечением стабильности национальной денежной единицы, а активно участвует в политической жизни страны? Это проявление глубинной стратегической проблемы. Ее можно убрать, но за это надо будет платить. «…Сейчас Нацбанк загнался в угол из-за политизации своей деятельности. Если он будет и дальше держать во что бы то ни стало курс, будет продолжать удерживать ликвидность, будет выполнять специальный заказ, то сорвет курс", - отметил Сугоняко.
Кстати к вопросу «срыва курса»: после «валютной гипертонии» прошлой недели, «реанимировать» ситуацию на рынке взялись не традиционными «инъекциями» валютных интервенций, что ожидалось, а исключительно методами административными: вызвали на «ковер» казначеев крупных банков и нескольких предправления и провели профилактическую, но весьма жесткую беседу. А чтобы никто не сомневался в твердости намерений нацбанка, несколько «особо отличившихся» были отстранены от «валютной кормушки» на месяц. В этой связи вопрос – «Почему именно административными методами, а не традиционным инструментом интервенций, регулятор решил исправлять ситуацию на рынке? Проблемы с золотовалютными резервами (ЗВР)?», выглядит совершенно не актуально. На мой взгляд, административных рычагов не только более чем достаточно, они более логичны. Ведь уже давно следовало поставить на место «заигравшиеся» в валютные игры банки, в противном случае никаких ЗВР не хватит. Впрочем уверен, что решение проблем валютного ажиотажа с помощью интервенций, это последний аргумент, в том числе исходя из данных о том, что с самими ЗВР тоже не всё так гладко. И проблема не только в самих объёмах этих запасов, а в первую очередь в их структуре, ведь наиболее ликвидного для запасов золота в структуре ЗВР всего 6,2%. Учитывая, что с апреля прошлого года золотовалютные резервы Украины снизились с 38 млрд. до сегодняшних без малого 30 млрд., дальнейшее «разбазаривание» ЗВР и пассивность в контроле валютного рынка может привести к непрогнозируемым последствиям.
Впрочем хочется нам того или нет, но доллар будет продолжать дорожать, уж слишком высокий спрос на него в последнее время. Что же так "давит" на курс? Определенное влияние, уже традиционно перед выборами, оказывают вкладчики банков, которые стремятся обезопасить себя от потенциальных потерь. Это приводит к тому, что часть гривны на срочных счетах "переворачивается" в доллар. Необходимо отметить, что объем банковских вкладов физических лиц в валюте за июль увеличился на $419,8 млн, а это наибольший показатель с начала 2012 года. Таким образом в структуре депозитных портфелей украинских банков объём валютных вкладов (по состоянию на 1 августа) составил $20,012 млрд. Хотя, справедливости ради нужно сказать, что что всплеска активности таких операций пока нет, хотя тренд показывает, что за счет "переворота" удельный вес валюты в депозитных портфелях банков продолжает увеличиваться, примерно на 1-1,2% ежемесячно. Что, вообщем то, не так критично. С другой стороны гривну "давит" наличный рынок, но опять таки насколько сильно? По итогам июля 2012 года, было куплено наличной валюты на 811 млн. долларов США больше, чем продано. За этот период общий объем операций на рынке наличной валюты составил 3,88 млрд. «вечнозеленых». Впрочем в прошлом году, за аналогичный период этот показатель был ощутимо больше - 4,9 млрд. долл.
Основное влияние, на мой взгляд, оказывает межбанк. Вот только под что так активно скупается валюта, в чьих интересах? Уже никто даже не спорит с тем, что в стране создался и успешно функционирует рынок таких услуг как скупка валюты под липовые внешние контракты. Оценить рынок таких контрактов довольно сложно, однако некоторые эксперты придерживаются мнения, что около 25% всей валюты, которая приобретается под «импорт», липовые. Правда особо не заметно активности со стороны органов контроля за такими «дельцами». Кроме Постановления НБУ №308, вообщем то и вспомнить нечего.
В этих условиях вопрос роста курса даже не обсуждается, интрига только в том до какого уровня он вырастет? В этой связи комментарий президента АУБ довольно жесткий «…Як наслідок – безумовно, буде подорожання долару. Тут не треба далеко ходити. Достатньо буде лише згадати той безпрецедентний крок, на який пішов Нацбанк, і на який ніколи б не пішла жодна інша держава – допустити готівкову валюту в Україну без підтверджувальних документів щодо того, що вона пройшла процедуру в банках щодо визначення чистоти джерел походження документу, що валюта була знята з іноземного банку (коли іноземець може завозити її сюди в необмеженій кількості). Це крок відчаю…».
Не готов сказать шаг ли это отчаяния или прагматичный расчёт правительства. Есть мнение, что расчёт в данном случае на то, что до определённого периода «валютную лихорадку» удастся сдержать за счёт методов административного давления на банки, в экстренном случае полезут в «карман» ЗВР. А дальше произойдёт традиционное падение спроса на валюту, сразу после окончания парламентских выборов, всё это мы уже проходили и не один раз. Тоесть нужно сентябрь «простоять» и октябрь «продержаться», а дальше … дальше, вероятно пока не заглядывают. Ведь спрогнозировать результаты выборов сейчас не возьмётся никто, «Нострадамусов» в стране много, но вот кому верить, не понятно. Возможность «парламентского фиаско» властью рассматривается, как бы она не «храбрилась». Возможно не желание навести порядок с «липовыми внешними контрактами» и волнение от возможного поражения на выборах, это звенья одной цепи. Есть подозрение, что дельцов с «липовыми» контрактами не трогают во многом благодаря тому, что они и работают в интересах тех, кто за результаты выборов как раз и переживает, выводя таким образом валюту за пределы страны.
Пока же, любые, даже самые «топорные» старания власти устроить «Сталинград» на валютном рынке, только на руку каждому из нас, можно успеть купить желанные вечнозелёные «портреты» американских президентов, кому это необходимо. Что будет дальше, после выборов? Есть опасение, что при любом раскладе рост курса доллара после выборов не остановится. Искусственное сдерживание ажиотажа сейчас, напоминает сжимающуюся пружину, которая рано или поздно «выстрелит» отложенным спросом. Может ли быть по другому? Может. Но для этого не достаточно просто захотеть или «утвердить» волевым решением «тишину и спокойствие» на валютном рынке, нужно уметь выходить из таких «глухих» углов. Однако до тех пор, пока ситуация на политическом «Олимпе» будет реплицироваться на валютный рынок, такие изменения не под силу никому.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.