Власник сторінки
Патентный поверенный Украины
В связи с массовым развитием телевидения и новых видов телепередач - ток-шоу, реалити и талант-шоу возникает острая потребность в их охране.
Шоу
«Первый миллион» знают миллионы, а его
владельцы зарабатывают
миллионы на лицензировании и продаже
телеформатов.
Такой прибыльный бизнес требует
соответствующих юридических гарантий,
которые
связаны с определенными трудностями.
В
первую очередь это
отсутствие
определения понятия «формат», сложностью
классификации его к тем или иным объектам
авторского права, с законодательными
положениями согласно которых авторское
право защищает форму, а не суть
произведения.
Анализируя
мировую практику, отмечу, что во
многих случаях суды считают что формат
программы не является объектом авторского
права. Например, еще в 1989 году в
Великобритании рассматривалось дело
Green v. Broadcasting Corporation of New Zealand относительно
шоу «Opportunity Knocks» (дословно переводится
как «возможность достучатся»). Истец
пытался доказать, что формат является
драматическим и литературным произведением.
Суд отказал в защите как драматического
произведения,
так как не было его
завершенной целостности. Относительно
защиты в качестве литературного
произведения авторы всемирно известного
шоу также потерпели фиаско — текст
описывает только общую концепцию или
идею, которая не
защищается
авторским правом.
В
некоторых случаях суд признавал формат
как объект авторского права, но его
владельцы не смогли защититься от
копирования. Так, в 2004 году Датский
Верховный суд в деле Castaway Television
Productions Ltd и Planet 24 Production Ltd против Endemol
определил, что датская версия Survivor
является объектом авторского права,
аргументируя тем, что хотя
элементы
программы отдельно не были оригинальными
работами, но их сочетание и использование
было результатом творческой деятельности.
Однако
не смотря на это суд отказал в удовлетворении
иска, указав что одинаковые идеи лежавшие
в основе форматов Big Brother и Survivior не
являются основанием для признания
нарушения.
Если
так легко скопировать телеформат
и не нести ответственность, так почему
же 90% форматов в Украине — стране с
достаточно высоким уровнем пиратства
- покупаются? Причин несколько:
1)
покупка определенного положительного
опыта уже реализованного формата;
2)
получение определенной целевой аудитории.
Например, кто-то смотрел его в другой
стране, в youtube, читал о нем в Интернете;
3)
использование чужой успешной репутации,
ведь есть шоу которые знают все. Для
украинский каналов купить формат —
это престижно;
4)
минимизация рисков в обвинении нарушения
авторских прав.
Поскольку
телеформаты
покупают, то у украинских авторов все
чаще возникает вопрос об
их
защите с целью дальнейшей продажи. О
том как защитить телеформат,
что такое «bible» формата, о решении споров
в этой сфере читайте в следующем посте.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.