- Маста Коста, вы не правильно считаете на пальцах! – заявил мне проводник из племени моту Кунга. - Вы сначала загибаете мизинец левой руки, а это уже 25!
- Маста Коста, вы не правильно считаете
на пальцах! – заявил мне проводник из племени моту Кунга. - Вы сначала
загибаете мизинец левой руки, а это уже 25! Начинать надо с мизинца
правой руки – это «один», дальше считают до большого пальца «пять»,
затем пульс «шесть», локоть «семь», верхняя часть руки «восемь»,
плечевой сустав «девять» и ключица «десять». Дальше: правая сторона шеи -
11, правое ухо - 12, темя - 13, левое ухо - 14 и до мизинца левой руки -
25.
|
На фото: Деревня племени моту Хануабада смесь ветхих домов на сваях и деревянных мостовых |
Как же не повезло Николаю Николаевичу
Миклухо-Маклаю с высадкой на остров Новая Гвинея! Не на тех, как
говориться, напали! 20 сентября 1871 года корвет «Витязь» встал на
якорную стоянку в бухте Астролябия близ мыса Гарагаси. Именно здесь (на
карте вы можете найти это место, ориентируясь на море Бисмарка) капитан
корвета Павел Николаевич Назимов решил высадить на берег Миклухо-Маклая
для исследования флоры, фауны и народов, населяющих остров. Но там, где
высадился наш земляк жило недоверчивое и очень примитивное племя бонгу,
которые умели считать лишь до двух и ничего, кроме себя, на острове не
знали.
А надо было лишь спуститься южнее! Там, в
Коралловом море, на южном окончании острова: во-первых, климат сухой –
нет малярии, от которой скончался Миклухо-Маклай; а во-вторых, люди,
населяющие побережье совсем иные – более открытые, гостеприимные и
жадные до всего нового. Это люди народности моту.
Там где живут моту, англичане основали
будущую столицу британской колонии – город Порт-Морсби. Нынешняя столица
растянулась на узкой полосе берега, с обеих сторон ограниченного
высокими скалами. Вначале поселение капитана Морсби располагалось только
на побережье, у деревни моту – Хануабаде. С этой деревни началась
строительство города, который теперь вскарабкался вверх по склонам
окружающих бухту гор. Учимся на ошибках своего соотечественника и
начинаем своё изучение острова Новая Гвинея именно с этой деревни.
Во всех поездках, даже самых дальних
глаз всегда находит найти что-то родное в окружающем меня ландшафте.
Родина мерещится всюду. Вот и Хануабада с первого взгляда напомнила мне
украинское село Вилково, что стоит на дунайской воде близ Измаила.
Возможно, кому-то из киевлян легче долететь из Жулян до Венеции, нежели
доехать по злосчастной одесской трассе до Измаилского района Одесской
области. Тогда пусть представят себе деревянную Венецию в самом начале
её развития.
Однако, новогвинейская Хануабада похожа
на украинское Вилково лишь на первый, поверхностный взгляд.
Присмотревшись, понял, что Хануабада скорее напоминает самостройные
трущобы бедняков Рио-де-Жанейро – фавелы. Только построены эти «домики
дядюшки Тыквы» не на горных склонах, а на сваях в океанской бухте.
|
На фото: Любая улица деревни Хануабада заканчивается Тихим океаном |
И люди в Хануабаде не такие
криминальные, как в фавелах «Города Бога». «Криминальные люди» живут
севернее, в горах и называются племена коиари и коитапу.
Прямо над Порт-Морсби, сорока
километрами выше, живут воинственные племена, предки которых были одними
из самых опасных головорезов в Папуа. Однако моту, не столь
многочисленное и миролюбивое племя, как-то умудрялись с ними
добрососедствовать.
А всё потому, что люди моту обладают
талантом, которого не имеет в такой степени ни одно другое племя, -
умением изготовляют керамические горшки, что очень не характерно для
иных областей Новой Гвинеи. Большинство племён острова Новая Гвинея не
знают иной посуды, кроме как оболочка высушенной тыквы - колебаса,
половинки скорлупы кокоса, да полое сочленение толстого бамбука. Кашу в
такой посуде не сваришь.
А у тех, кто готовит себе пищу в горшках
на огне, она: во-первых, разнообразнее; во-вторых, лучше усваивается,
то есть сытнее. Конечно же, моту не знали ни колеса, ни гончарного
круга, но, по крайней мере, горшки лепить и обжигать они умели отменные.
Остальные племена с большой охотой выменивали у моту эти чудесные
горшки, чтобы варить в них кашу саго или клубни сладкого картофеля
батата.
Именно с меновой торговлей связан ещё
один непревзойдённый талант моту – они умеют считать. Да-да, на пальцах и
иных частях тела. Образчик такого счёта и продемонстрировал мне шофёр
Кунга. Продолжая счёт «на пальцах» на других присутствующих людях, моту
приходят к довольно высоким числовым понятиям, называя части тела и
имена людей.
|
На фото: Хануабада - деревня на сваях народа моту |
Для сравнения, папуасы соседнего племени
коиари знают лишь два слова, означающих собственно числа: это 1 «сакод»
и 2 «ина». Чтобы сказать «три», они говорят «ина-сакод». 4 у коиари
«ина-ина». 5 – «лясанга», что означает «кисть руки». 6 – «ина-ина-ина». 7
– «ина-ина-ина-сакод» и т.д. 10 – «ина-лясанга». 20 обозначают словом
«анем», что значит также «человек» с двадцатью пальцами на руках и
ногах. Совсем, как у индейцев майя!
Отсюда мы можем предположить, что
«десятеричная» система счёта могла возникнуть только у европейцев,
издавна ходивших обутыми и не могущими использовать для счёта пальцы
своих ног. Для справедливости надо заметить, что босоногие майя, тем не
менее, разработали календарь, превосходящий по точности европейский, и
первыми высчитали орбиты Венеры и Сатурна.
Ну, так то – майя, а папуасам коиари
очень трудно считать, думая на родном языке. Это как складывать
столбиком числа, обозначенные римскими цифрами. Попробуйте сами: XXXI
прибавить XLVI = ?
Вы смогли? А вот моту смогли. Может
именно поэтому из рядов этого энергичного племени вышли самые
влиятельные представители нынешнего Парламента Папуа-Новой Гвинеи.
Папуасы, ведущие традиционный образ жизни ворчливо называют одетых
по-европейски моту «пангапу» - «чужая задница». «Чужой задницей» они
насмешливо называют штаны.
|
На фото: Традиционная лодка моту из современных материалов |
Свои непревзойдённые горшки моту
укладывают на широкие лодки лакатои и объезжают селения вдоль всего
южного и восточного побережья острова. На этих же лодках моту отважно
поднимаются против течения рек в центральные области острова. И везде их
ожидает дружеский прием: в обмен на горшки моту лесные папуасы
предлагают клубни таро, ямса, батата и муку из сердцевины пальмы саго.
Вместе с горшками моту распространили и
свой язык. На юге Папуа язык моту понимало так много племён, что
англичане не знали беды с проводниками моту. И наш проводник Кунга -
традиционно из племени моту.
Вот почему первое независимое
правительство Папуа-Новая Гвинея в 1975 году приняло решение сделать
язык моту государственным языком, наряду с английским.
Кунга привёл нас в своё родное селение
Хануабада и договорился со старейшинами о том, что «украинский
журналист» пофотографирует, как живут люди моту и порасспрашивает о
карго культе, колдунах и необъяснимых явлениях.
Наибольшее количество непонятных
событий, с точки зрения моту, произошли во время наибольшего
кровопролития. А это была Вторая мировая война.
|
На фото: Могилы английских и австралийских военных,
погибших во времена Второй мировой войны; историческое кладбище Бомана с
красивым парком в окрестностях Порт-Морсби |
Слава богу, ещё живы очевидцы тех
событий и интересующие нас знания мы получили из первых уст. Старые люди
моту войну помнят, они тогда были детьми.
Но из множества историй в наш файл под
условным названием «карго культ» было записано несколько преданий о
появлении «пунтианак». Как мне думается, пунтианак является образом
британской фантазии, охочей до привидений.
|
На фото: Глория не спеша рассказывала нам истории
своего детства, развешивая бельё на верёвках, протянутых вдоль улиц, как
электрические провода |
Но англичане так настойчиво рассказывают
всем о своих привидениях, что они не могли не оказать влияния на легко
возбудимое воображение моту. Эти рассказы в будущем нам очень пригодятся
для понимания почему японцы десакрализируют «культ пунтианак» и
превратили этот мистический образ в опереточный персонаж, годный только
для Хэллоуина.
Кому интересно приоткрыть «секретную» папку и узнать истории в оригинале, тому эту возможность и предоставляю:
Рассказ моту Манупутти, помощника старосты деревни Хануабада
Пунтианак – это дух беременной женщины,
умершей во время бомбёжки или сразу же после неё. Мы, моту, считаем, что
она завидует людям, оставшимся в живых, и потому старается навредить
им. Но особенно упорно преследует пунтианак своего мужа, так как он
повинен в её смерти: ведь она умерла, потому что он привёз её сюда, где с
неба падают бомбы японских самолётов. У пунтианак хватает силы
оставаться в нашем мире,потому что на самом деле, это силы сразу двух
душ – её самой и её нерождённого ребёнка.
Пунтианак является к мужу или к другим
людям ночью, и узнают её по тупому, безжизненному взгляду и по длинным
когтям на пальцах. На спине у пунтианак зияет большая вонючая дыра, в
которой копошатся черви, и она всё время старается повернуться спиной к
стене, чтобы люди не заметили этого. А вокруг неё разносится запах
тления.
Нападая на людей, пунтианак пытается
исцарапать их своими когтями. Но едва начинает светать, она тут же
исчезает, потому что она – ночной призрак и совсем не выносит дневного
света. Если же рассвет застаёт её врасплох, она тут же превращается в
слизь, и тот, на кого она напала, спасён.
Но и ночью от пунтианак можно
защититься, если остаться дома. Там, где падает тень от крыши, она
бессильна против людей. И если смело броситься на неё, она тоже
расплывётся слизью или совсем исчезнет.
Вот какой случай произошёл во время
войны в Хануабаде. Часов в пять пополудни один мужчина пошёл на рыбалку,
чтобы наловить немного рыбы для своей беременной жены. Тут налетели
японские самолёты и началась бомбёжка. Мужчина спрятался в безопасном
месте, а когда уже затемно, часов в девять вечера (на Новой Гвинее
темнеет всегда в 18:00 - КС), он вернулся домой, навстречу вышла его
жена с младенцем в руках. Сначала он очень удивился столь
преждевременным родам и тому, что жена его так быстро встала. Но когда
захотел обнять ребёнка, то заметил, что у жены выросли длинные ногти и
она пристально на него смотрит. Тогда он догадался, что жена погибла во
время бомбёжки и превратилась в пунтианак. Он быстро убежал от неё и
спрятался под опрокинутой лодкой. Пунтианак отыскала лодку и начала
подкапывать под неё. Часам к четырём утра она прорыла уже такую большую
дыру, что почти могла в неё пролезть. Но тут стало светать. Сгоряча
пунтианак не обратила на это внимания и вскоре превратилась в слизь.
На пристани торговых лодок – Коки один
рыбак как-то вечером встретил чужую пунтианак, которая угрожала ему. Но
он не растерялся, и смело набросил на неё сеть. Пунтианак тут же
исчезла.
Обычно пунтианак появляется только через четыре часа после
смерти. Но иногда бывает и по другому, как это случилось острове
Юле-Айленд.
Мы не любим рассказывать про пунтианак,
потому что европейцы смеются над нами. А ведь мы тоже хорошие христиане и
не хотим, чтобы из-за нашей веры в пунтианак нас считали язычниками. Но
пунтианак действительно существовали во время войны и сейчас они
существуют, только в наше время в них превращаются женщины умершие
внезапно во время родов.
Рассказ женщины-моту, жены полицейского из Порт-Морсби
Старшая сестра моей бабушки была замужем
за учителем-миссионером из Порт-Морсби. Она ожидала ребёнка, и поэтому
её муж привёз её в английский госпиталь. Он оставил её у военных врачей,
а сам остался в Хануабада, дожидаться, пока она родит. Но бог не
пожелал этого. Был налёт японских бомбардировщиков, и старшая сестра
моей бабушки погибла во время бомбардировки, вместе с неродившимся
ребёнком.
На следующий день старшая сестра явилась
к моей бабушке. Бабушка рассказывала, что выглядела она совсем как
живая, а не как пунтианак и сказала ей тихо: «Сестрица!». Тогда бабушка
попросила её, чтобы она не позорила нашей семьи и не становилась
пунтианак. Она ничего не ответила и исчезла. Но нам всё же не удалось
избежать позора. Другие люди видели её в образе пунтианак.
Рассказ пожилого моту из Хануабада, ученика учителя-миссионера, мужа пунтианак
«Мы, дети, удивлялись, что учитель так
долго не возвращается. Вот уже два воскресенья он не читал нам
проповеди. И в тоже время его жена с ребёнком уже вернулись из госпиталя
англичан. Никто не видел, как она пришла, и никто не ходил за ней в
госпиталь, но она оказалась дома. Первыми её увидели маленькие мальчики
Вайдам, Комнай и Доком. Они сказали об этом старейшинам и те отправились
в дом к учителю.
Там они застали его жену с новорожденным на руках,
но самого учителя дома не было. Она сказала, чтобы принесли дров и
овощей. Мужчины удивились, что жена учителя вернулась домой одна, но
ничего не спросили и велели нам позаботиться о дровах и овощах. Потом
они снова зашли в дом учителя, но там уже никого не было, сколько они ни
искали».
|
На фото: Так выглядят ясли в деревне Хануабада, в подвесных сетках женщины укачивают детей |
Рассказ двух стариков-мото из Хануабады
«Я живу неподалёку от дома миссионера.
Во время войны у него погибла жена. Её убили японские самолёты. Было
около десяти часов ночи, и вокруг было темно и тихо. Только у миссионера
ещё горел свет. Вдруг ко мне беззвучно приблизилась какая-то белая
фигура. Она выглядела как женщина, только очертания её были
расплывчатые, точно у привидения. Тут я догадался, что это пунтианак
жены учителя. Хоть я был школьником, но я был храбрым, как свинья:
схватил мачете для кокосов и бросился на призрак. Но как только я ударил
по нему мачете, существо исчезло, а вокруг было по прежнему тихо и
темно».
***
|
На фото: Последний раз пунтианак выдели на улицах
деревни Хануабада в виде белой собаки, нам очень хотелось, чтобы этот
черноухий не имен к ней никакого отношения |
«Так как третьего дня соседский мальчик
видел пунтианак, мой отец был осторожен и, зная, что придётся
возвращаться домой ночью, зарядил ружьё патроном с солью, которую
заговорил колдун. Для подобных случаев такие патроны очень хороши.
Сначала всё было совершенно спокойно.
Лишь время от времени слышался лай собаки, но это бывает каждую ночь.
Примерно в час утра к отцу бесшумно подошла какая-то огромная собака.
Она совсем не походила на призрак, а выглядела, как живая. Собака
приблизилась к отцу так быстро, что он едва успел вскинуть ружьё и
выстрелить.
Сразу после выстрела собака исчезла. Как
видно, патрон оказал своё действие. Конечно же, это была пунтианак,
потому что в Хануабаде и других районах Порт-Морсби не было ни одной
такой большой белой собаки.
По сей день мы ждём, что пунтианак
явится в своём третьем образе – в виде огромного гуся. Но если мы и
тогда прогоним её, она уже никогда не придёт к нам».
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.