Слова заголовка приписывают Уинстону Черчиллю, как составляющую выхода из кризиса. Названный премьер-министр Великобритании сам был военным репортёром. А вы знаете, что в мире существует государство, которое основал журналист? И вот уже много лет подряд с небольшими перерывами народы этого государства избирают его своим премьер-министром? И это не какое-то там карликовое, микроскопическое государство. Его территория превосходит по площади Германию и страны Бенилюкса вместе взятые.
«Не крутите старый глобус,Не найдёте вы на нём,Той страны, страны особой,О которой мы поём».Не найдёте. По крайней мере, сразу. Потому что смотреть на этот глобус надо снизу вверх. Ведь речь идёт о Папуа-Новая Гвинея и сэре Майкле Томасе Сомаре.
Тут надо заметить, что первым создать независимое государство папуасов, т.н. «Папуасский Союз» претендовал наш земляк Николай Николаевич Миклухо-Маклай - этнограф, антрополог, биолог и путешественник, изучавший папуасов северо - восточного берега Новой Гвинеи, называемого Берегом Маклая. Если кто забыл, предком учёного был куренной атаман Войска Запорожского Охрим Макуха, прообраз гоголевского Тараса Бульбы, у которого было три сына: Назар, Хома и Омелько, из которых: Назар перешёл на сторону поляков, Хома погиб, а Омелько стал предком Миклухо-Маклая.
В 1824 году Голландия заявила о своих правах на западную часть острова Новая Гвинея, там теперь находится индонезийская половина острова.
На фото: Порт-Морсби: раковина-горн папуасов – прежний символ коммуникации на фоне современной вышки спутниковой связи
В 1871 году на северо-восточной части Папуа-Новая Гвинея высадился на остров Миклухо-Маклай, который объявил тут «этнографический заповедник» и претендовал на его единоличное обладание. Близ этого места теперь находится город Маданг, одна из улиц которого названа именем нашего земляка. Более того, первый папуас, который подружился с Миклухо-Маклаем, отзывался на имя Тойя. Теперь так называются монеты государства Папуа-Новая Гвинея.
На фото: На монете 10 тойя изображено ещё одно эндемичное животное Папуа-Новой Гвинеи – древесный кенгуру. Это животное размером со спаниеля похоже на медвежонка с длинным хвостом
Экспедиции Миклухо-Маклая были не государственные, а частные. Поэтому он мог только призывать царское правительство к российскому протекторату Берега Маклая. Вместе с тем, Маклай стремился стать главой Папуасского Союза. Папуасы, поначалу не доверявшие Маклаю, потом стали считать его реинкарнацией своего мифического предка и культурного героя Ротей. Именно от Миклухо-Маклая у папуасов завелись на огородах кукуруза, тыквы, арбузы и огурцы, а в садах хлебное дерево, манго, апельсин и лимон. Даже зёрна кофе на Папуа привёз Николай Николаевич.
Александр II не пожелал связываться с колонизацией Папуа-Новая Гвинея и тогда Миклухо-Маклай обратился с аналогичным проектом к правительствам Германии и Великобритании. В итоге, в 1884 году Германия объявила своей колонией именно Берег Маклая и прилегающие территории, построив впоследствии город Маданг. Великобритания такого спустить не могла, капитан Джон Морсби водрузил английский флаг на южном берегу и основал Порт-Морсби.
На фото: Столица Папуа Новая Гвинея – Порт-Морсби входит в пятёрку самых опасных криминальных столиц мира
При этом немецкая часть острова называлась Папуа: так, как её назвал в XVI веке португальский мореплаватель Хорхе де Менесес – Ильяс–дос–Папуас (Остров вьющихся волос). А британская часть острова стала носить название Новая Гвинея – так, как остров назвал испанец Иниго Ортис де Реет. Такое название он дал из-за показавшегося ему сходства аборигенов, населявших остров, с жителями африканской Гвинеи.
Португальцы завезли на Папуа сладкий картофель батат – главную сельскохозяйственную культуру папуасов, как, скажем, картошка у белорусов. А испанцы потеряли на Новой Гвинее свиней и собак, которые поначалу одичали, а потом заново были приручены папуасами.
Тут надо заметить, что собственная фауна Папуа-Новой Гвинеи, хоть и весьма многообразна, однако из крупных животных, которое могла бы съесть на ужин большая семья, имеются только гребенчатые крокодилы. Эти крокодилы – самые крупные в мире, и копьём или каменным топором его не запросто возьмёшь. Поэтому папуасы предпочитали есть друг друга.
Многочисленные волны переселения, прокатившиеся через территорию островов на пути к Австралии и островам Океании, сформировали на Папуа-Новая Гвинея множество уникальных этнических групп, чья изолированность друг от друга в межгорных долинах превращалась в отчуждённость. И по сей день в Папуа-Новая Гвинея люди разговаривают на 820 непохожих друг на друга языках.
На фото: Современные потомки народа Бонгу, среди предков которых поселился Н.Н. Миклухо-Маклай на мысе Гарагаси
Папуа-Новая Гвинея – страна с наибольшим количеством языков (около 10 % от общего количества языков в мире). Представляете, каково было основателю государства Майклу Сомаре выбрать государственный язык?!
После I мировой войны проигравшая Германия отдала Папуа под власть победительнице Великобритании. После II Мировой войны Великобритания отдала Папуа-Новая Гвинея под власть Австралии.
Ни немцы, ни англичане, за сто лет своего владычества Новой Гвинеей не построили тут дорог. Ни один город в Папуа-Новой Гвинее не связан с другим автомобильным сообщением. А железных дорог нет вообще. Из всех видов журналистики наиболее влиятельной была радиожурналистика, т.к. во-первых, население было неграмотным, а во вторых, газеты из типографии никуда невозможно было доставить.
В 1968 году радиожурналист Майкл Сомаре был избран в палату собрания этой австралийской колонии. Он основал партию «Единая Папуа-Новая Гвинея» (Пангу), сформировал коалиционное правительство и в 1973, после предоставления автономии, стал главным министром колонии. В 1975 он разработал конституцию независимой Папуа — Новой Гвинеи и стал её первым премьер-министром. Государственными языками определены: английский (говорит 1%), «ток-писин» - исковерканный папуасами английский (знает большинство), и язык племени моту (говорит 2%), потому что на их территории находится столица Папуа-Новой Гвинеи – Порт-Морсби. Это как если бы у нас в Украине государственными языками были бы русский, украинский и суржик.
На фото: Эмблема папуасского телеканала с пугающим названием EM TV представляет собой силуэт Райской птицы, летящей в ночном небе Южного полушария
Журналист Майкл Сомаре оказался талантливым политиком с чувством стиля - флаг Папуа-Новая Гвинея не спутаешь ни с каким в мире: на его нижнем поле созвездие «Южный крест», подсказывающее на каком полушарии планеты находится это государство, а на верхнем поле – райская птица. Эта птица-эндемик, т.е. водится только в Папуа-Новая Гвинея и на близлежащих островах. Райская птица стала объединительным символом ПНГ – её изображение на гербе, на визах, на банкнотах. Кстати, портрет самого Майкла Сомаре тоже имеет место быть на купюре 50 кина. Изначально, кина – это нашейное украшение из раковин каури, которые издавна на Папуа служили деньгами. Чем-то похоже на происхождение нашей гривны. Ведь гривну в Древней Руси тоже носили на «гриве».
На фото: Портрет Майкла Сомаре в окружении традиционных головных уборов и масок (племени баининг из Восточной Новой Британии, ороколо из провинции Галф, хули, тубуан из Восточной Новой Британии, западный сепик и малаган из Новой Ирландии, мекео и сиасси), а также копья каркар и художественная интерпретации тапы из провинции Оро
Ещё на банкноте 50 кина изображены воины народа хули. Они раскрашивают физиономии жёлтой краской и сейчас стали лицом самобытной культуры Папуа-Новая Гвинея. Майкл Сомаре происходит из народа хули. Наверное поэтому здание Парламента Папуа-Новой Гвинеи выстроено в колоритном стиле, сочетающем современную архитектуру и традиционные мотивы «дома духа» (haus tambaran). Их тотемный зверь – крокодил и крыша «дома духа» (и Парламента ПНГ) напоминает распахнутую пасть крокодила.
На фото: Здание парламента Папуа-Новая Гвинея
Несмотря на то, что Порт-Морсби один из самых опасных городов на планете, национальный Парламент охраняют слабо вооружённые стражи, скорее напоминающие наших вахтёров-ЧОПовцев, сидящих в будках в помятой форме и обливающихся потом.
Белый Toyota Land Cruiser Prado привёз меня и журналистов с телеканала EM TV на брифинг в Министерство спорта. Самая интересная личность, с которой хотелось встретиться - министр спорта Джастин Ткаченко. Замена кровопролитных межплеменных войн на спортивные состязания именно его заслуга. Сегодня соперничающие племена уже ведут счёт не на отрезанные головы, а на забитые голы.
Журналисты с других телеканалов и печатных изданий, здороваясь, подают нам руки, но поговорить некогда - вот-вот начнется брифинг. Загружаемся в бесшумный лифт с богато украшенными золотом дверьми. Охранники на этаже, завидя нас, спрыгивают со стола, на котором сидели. Спрашивают на ток-писине: что за белый с видеокамерой? Им объясняют:
- Журналисты из Украины.
- Из Украины? - повторяет охранник.
Он явно не знает, где это.
- Спасибо, что прилетели к нам на Папуа-Новая Гвинея!
После этого привратный страж новогвинейского парламента открывает двери, и мы входим в зал.
Вслушиваемся в слова министра. Говорит на хорошем, ясном английском. Ещё утром, за чашкой новогвинейского кофе (спасибо Маклаю) в единственной в мире газете, которая издается на ток-писин, «Nu Gini Tok Tok», безуспешно пытался прочесть интервью с этим человеком. Его программа: спортивное движение - альтернатива прежним межплеменным войнам.
На фото: участники брифинга в Парламентском пресс-центре
Телекамеры скользят по лицам участников брифинга. Европейские причёски. Одеты в европейскую одежду. Самый обычный брифинг в самом необычном парламенте - в виде пасти крокодила и с джунглями во внутреннем дворике. Парламент – прямой потомок племенного совета старейшин. О таком, положа руку на сердце, мы тоже мечтаем: в Парламент ПНГ входят наиболее уважаемые и мудрые люди, которые ведут свою страну от первобытного строя в информационный век. Государству нет ещё и сорока лет. Вряд ли такой переход смогли бы осуществить корыстные люди, которые проникли в парламент благодаря наружной рекламе и огромным деньгам. Или могли?