Многим украинцам невдомёк, что движет десятками тысяч паломников-хасидов в маленькую Умань? Откуда там выискалась чудотворная могила, как «подводная лодка в степях Украины»?
На фото: Алтарь поклонения ками
(духу) японской горы Нишияма в окрестностях отеля для паломников Нишияма Онсен
Кейункан
5 и 6 сентября паломники-хасиды
со всего мира отметят в Умани праздник Рош а-Шана, в просторечии называемый
«еврейским Новым годом». В религиозной традиции хасидов эти дни ‑ начало череды
«Судных дней», когда Яхве измеряет и оценивает поступки каждого иудея за
прошедший год. Если хасид сильно нагрешил, то у
него есть шанс всё исправить. Последователи учения цадика Нахмана верят, что
близость к могиле праведника в эти дни способна искупить грехи.
На фото: Священный источник на склоне горы Нишияма
27 тысяч паломников не так-то
просто расселить-накормить. Гостиницы переполнены, квартиры-хрущёвки стоят
свыше $200 в день. Однако после отъезда гостей эту квартиру надобно не просто
отмыть, а приходится делать новый ремонт с заменой мебели. Тем не менее,
маленький городок живёт, в значительной мере, эксплуатируя год от года всё
более многоводное море паломников. Да сам цадик Нахман был здесь
паломником из Брацлава. Он приехал в Умань в 1810 году посетить еврейское
кладбище, где были похоронены жертвы погромов во времена Колиивщины. Цадик
Нахман изъявил желание быть похороненным именно здесь, чтобы похороненные иудеи
дождались, наконец, искупления грехов. Каких грехов? ‑ спросите вы.
Критик и литературовед Д.И. Заславский в статье «Евреи в русской
литературе» пояснил каких: «Не подлежит, однако, сомнению, что в драматической
борьбе украинского народа в XVII-м веке за свою отчизну евреи не обнаружили ни
понимания этой борьбы, ни сочувствия ей. В этом не было их вины, в этом было их
несчастье».
На фото: могилы почитаемых монахов на склоне горы Нишияма
Последняя проповедь цадика
Нахмана была приурочена как раз к празднику Рош а-Шана, в которой он завещал
последователям приезжать на его могилу в Умань. Не знаю, ездили ли хасиды к
цадику Нахману до революции, но в советские времена еврейское кладбище в Умани,
где был похоронен цадик Нахман, отдали под огороды для населения. Помню, как с обретением
независимости Украина только-только разрешила хасидам приезжать на могилу
своего пророка... Меня отправили представителем от Министерства внутренних дел в
Умань, в чине лейтенанта! И мы с местными милиционерами управлялись с ситуацией.
Для сравнения, нынче там порядок обеспечивают 429 украинских милиционера, 12
израильских полицейских, 88 сотрудников ДСНС. Справедливости для замечу, что
паломников в те годы было там с десяток человек.
На фото: Сад священных камней у крестьянского дома на склоне
горы Нишияма
И основное напряжение было не в
охране общественного порядка, а в сфере аферизма. Мало кто знает, но дом с
огородом, на котором, якобы и нашли камень, свидетельствующий о захоронении
пророка, продавали трижды! Аферисты, почуяв вдруг возникший спрос на этот клочок
земли, подделывали документы. А мы тогда с начальником Уманского БЕПА Анатолием
Пышнюком, ходили по огороду, нашли как будто бы намогильный камень цадика
Нахмана. Очищали его, тёрли, пытаясь найти какие-то потаенные символы, и
удивлялись: зачем надо за это платить страшные по тем временам деньги! Этот
огородик продали тогда за три тысячи долларов! Квартиру в центре Киева можно
было купить за такие деньги. А сейчас тот огородик с валуном просто не имеет
цены и его невозможно продать-купить даже за 100 миллионов долларов.
За пару десятков лет как изменились
люди, государство и ценности!
На фото: Сад священных камней у современного отеля для
паломников на склоне горы Нишияма
Некоторые вещи, хотя и добрые, от
поколения к поколению считали дурными. Поскольку цена справедливости иной раз
может признаваться лишь столетия спустя, то нет нужды требовать немедленного
признания. А знаете, чему учил людей цадик Нахман?
Он для хасидов был кем-то вроде Мартина Лютера для католиков. «Молитва к Богу не
должна быть мрачнорожим стенанием, ‑ учил цадик. ‑ Молиться Богу нужно
вперемешку с танцами, песнями и вообще со всяческим весельем». Нечто похожее мы
видим сейчас у негритянских проповедников-баптистов, которые молятся, танцуя и
распевая блюзы с джазом. А ещё Нахман рекомендовал своим ученикам отступить от маловразумительных
глав Торы и молиться от души на родном языке. Тогда это был идиш. При этом
важно обретение божественной благодати, для которой надо освободиться от всего
искусственного. На основе этих тезисов и была
сформирована группа брацлавских хасидов.
На фото: гостеприимная Рэй – служащая Нишияма Онсен Кейункан
провожает меня в дальнюю дорогу. В руках у неё книга о старинном Киеве
Только вот, знаете, как
получается? Смотрю на иных паломников-хасидов и вспоминаю притчу, что услышал высоко
в японских горах, самом старом в мире отеле Nishiyama Onsen Keiunkan: как-то
слепому, побывавшему здесь в гостях, предложили фонарь из бамбука и бумаги со
свечёй внутри. Такими они по сей день пользуются. ‑ Мне фонарь не нужен, ‑
отказался слепой, ‑ мне что светло, что темно – всё едино. ‑ Мы понимаем, уважаемый, что Вам
не нужен фонарь, дабы различать дорогу, ‑ ответили служащие Нишияма Онсен
Кейункан. – Но если Вы пойдёте без фонаря, то кто-то другой может на Вас
наткнуться. Возьмите, пожалуйста, фонарь. Слепой отправился в путь с
фонарём, но едва прошёл какое-то расстояние пути, как прямо в него кто-то
врезался.
‑ Смотри, куда прёшь! –
возмутился слепец. – Ты что, фонаря не видишь?!
‑ Он же у тебя не горит,
уважаемый, ‑ ответил встречный прохожий.
На фото: самый старый в мире отель Нишияма Онсен Кейункан
705 года постройки. Вот уже 40 поколений одна и та же семья владеет и управляет
им.
Цадик Нахман учил своих
последователей тому, что рационально сконструированная вера не жизненна,
нравственные устои должны основываться на непосредственном общении с Богом, на
личном опыте экстатичных переживаний. Прошло 200 лет, и сбор на его могиле
превратился в какой-то мировой хасидский мальчишник, где механических обрядов
много, а экстаза единения с Богом что-то не особенно видно. Где много слепых с
потухшими фонарями наталкиваются друг на друга в потёмках.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.