Не только писатели и журналисты, жаждущие свободы печати, но даже поэты-анархисты, возводящие непечатность в канон, восстали против цензуры. Потому что в стране, где мораль регулируется государством, правда регулируется самиздатом.
Сейчас немало украинских правозащитников исповедуют правые взгляды. И, что уж и вовсе ни в какие ворота не лезет, ни в широкие, ни в узкие, - среди них есть церковные активисты. Соберутся такие правозащитники где-нибудь в Совете Церквей, а с ними – господин Костицкий, глава Нацкомморали. И как начнут защищать наши с вами права!
Есть и еще одна категория борцов за свободу слова, самая распространенная – ушлые персонажи, которые с удовольствием устраивают всякие антицензурные акции, но отчетливых требований не выдвигают, ни о каких конкретных случаях не говорят и ничего реального для свободы слова не делают. То есть покричали, попиарились, майки роздали и разошлись, не только не оказав поддержки реально пострадавшим от моральной комиссии, но даже и как бы отвлекая от них внимание. С такими людьми я стараюсь не связываться, да и они меня не особо привечают.
Однако недавно прошла акция, к которой я с удовольствием присоединилась.
Это был Донецко-запорожский слэм-турнир «Запрет на запреты», организованный правозащитным центром «Поступ» в рамках Общественной компании против установления цензуры СМИ и произведений искусства в Украине.
Реально акцией занимались литературные группировки «Стан» (Луганск) и «99» (Запорожье)
«Стан» - это, пожалуй, самая мощная и деятельная из современных украинских поэтических группировок. Здесь ощущается биение жизни. Эти ребята, правду сказать, до сих пор не выучили, как звалиУльяненко, предполагают, что Анатолий, но зато они самоотверженно поддерживают Александра Володарского, которому это сейчас безусловно нужней.
Недавно лидер «Стана» Ярослав Минкин оказался втянутым в очередной политически-цензурный скандал. Он был организатором промо-тура Сергея Жадана с книгой «Ворошиловград», когда Луганский украинский драматический театр и Донецкий национальный университет, вопреки предварительной договоренности, дали официальный отказ в предоставлении своих залов. Есть сведения, что это произошло по указке сверху. Позорный факт – Сергей Жадан, прославивший Луганск на весь мир, должен был презентовать в Луганске роман о Луганске на ступеньках перед закрытыми дверьми! Ну да ему не привыкать, вспомним безобразную историю с премией Чичибабина, когда городские власти лишили Жадана присужденной ему премии за то, что он, будучи в 2004 году комендантом харьковского палаточного городка, пустил в растопку книгу Кушнарева.
Клуб «99» тоже знаком с моралистами не шапочно. Его глава, Олесь Барлиг, был одним из трех составителей нашумевшего сборника современной квир-литературы «120 страниц Содома». Во время его презентации на Форуме Книгоиздателей во Львове в помещение ворвались праворадикальные активисты и устроили погром.
Куратором вышеупомянутого антицензурного слэм-турнира явился украинский поэт Владимир Вакуленко-К., анархист и недобитый панк. Это обстоятельство окончательно убедило меня примкнуть к акции - мне почему-то очень нравятся панки. Я села в автобус, приехала в Донецк и… оказалась в роли специального гостя. Ну, не очень специального. Даже скорей случайного. Но, по крайней мере, я лично присутствовала и могла составить впечатление.
Организаторы кратко и четко сформулировали, какой смысл они вложили в свою акцию.
Ярослав Минкин: «Мы снова и снова привлекаем внимание общества к проблеме существования «Закона о защите общественной морали». Поверьте, стоит власти захотеть, и любой современный поэт, художник, журналист окажется за решеткой. И это не метафора – это объективная реальность! Пришло время оставить разногласия и выступить единым фронтом против установления цензуры и политических репрессий».
Владимир Вакуленко-К.: «Власть не понимает, что слово давно стало оружием, а поэзия в целом – терроризмом. Власть не понимает, что литература стала захалявной – каждый их запрет добавляет автору пиара и увеличивает тиражи самиздата. Их дело – восстанавливать сельское хозяйство, снабжать страну продовольствием, убирать навоз. А наше дело – развивать литературу, искусство, язык. Пора показать власти, где ее место».
На акции происходил сбор подписей под коллективным обращением к председателю Верховной Рады Украины, руководителям парламентских фракций и президенту с требованием сделать все необходимое в рамках своих полномочий для ускорения рассмотрения проекта Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно защиты общественной морали)", который предполагает отмену Закона о защите общественной морали. Несмотря на то, что это не было сугубо литературное мероприятие, и не все заявленные участники прибыли, турнир оказался вполне приличным по уровню. В Донецке даже обнаружили и закатили на небо новую звезду – поэтессу Татьяну Ковалевич, которая, первый раз участвуя в слэме, вошла в финал, а второй раз, приехав с нами в Запорожье, победила. Это одна из лучших слэмерш, которых мне доводилось видеть. Представляю, как она будет хороша, когда наберется опыта. В Донецке мы выступали в клубе, и там публика была настроена легкомысленно. Вести социально значимые дискуссии с ней было трудно, сбор подписей тоже был под вопросом. Зато в Запорожье можно было развернуться. Ярослав Минкин, педагог по образованию, провел там со студентками-филологами специальное занятие, где объяснил им, что такое цензура и почему ее не должно быть в демократическом обществе. Видит Бог, девушки в этом объяснении нуждались! Они были очень консервативно настроены, считали величайшим злом употребление ненормативной лексики и, по-моему, не возражали против того, чтобы писателей, допускающих подобные выражения, сжигали в топках. Минкин играл с ними в ролевые игры, мастерски побуждал к открытому высказыванию мнений. Все были в восторге. Не уверена, что одного занятия хватило, чтобы поколебать замшелые устои будущих филологов, но зерна посеяны и они прорастут.
На самом деле, именно в этом и корень зла – моралисты пока что пользуются поддержкой населения. Вузы выпускают студентов, интересующихся только тем, что могут прочесть дети. Видимо, сейчас действительно нужно идти в народ, разъяснять и просвещать. Закрытые мероприятия с матюками и показыванием пипок столичным тусовщикам, и без того довольно продвинутым, положения дел не изменят. Чего сейчас не хватает, так это нормальных человеческих слов, взывающих к здравому смыслу. Эту миссию взяли на себя поэты-анархисты. А кто же еще?
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.