Украинцы открывают курортный сезон, удваивая объемы мусора в скверах, парках и общественных местах. Это же надо - так не любить свою страну!
- Как Вам современный Киев? - спросили читатели у Владимира Федорина, главного редактора украинского Forbes во время последнего чата на Korrespondent.net.
- Как-то я забрался на Замковую гору, где обнаружил руины некрополя, разоренного кладбища, в горах мусора. Это центр города, историческое место, и такое совершенно ужасающее состояние очень сильно снижает оценку.
Московский гость не понял, что горы мусора - это часть отечественной истории, ее мировоззренческое наследие. Так что все вполне гармонично. Впервые с украинской антисанитарией попытались справиться немцы. Весной 1918 года германские войска вошли в Киев. Прибывшие в железнодорожных составах солдаты отказывались выходить из вагонов: по их мнению, киевский вокзал был необычайно грязным и заплеванным.
"Тридцать нанятых германским командованием баб три дня кряду скребли, мыли и чистили темный, грязный, испакощенный киевский вокзал, - писал журналист Михаил Кольцов в киевской газете Свободные мысли. - Смотреть на это чудо сбежалось полгорода. Киевляне с тревогой наблюдали, как под напором мыла и щеток по улицам стекала многовековая грязь. Кажется, немцы хотели Украине добра. Кажется, они хотели сделать из нее Европу".
В начале XX века Европа с большим скрипом просачивалась в Украину. "Спустя несколько недель после начала генеральной уборки в украинской столице немецкий офицер увидел в здании вокзала разбросанный мусор, - вспоминал писатель Григорий Григорьев. - Отъезжающим выдали метлы, и они расчистили от завалов не только зал ожидания, но и прилегающий к вокзалу железнодорожный путь".
К чему весь этот экскурс? Да к тому, что за 100 лет ничего не изменилось. Общественные места, парки и прочие рекреационные зоны превращены в места общественного свинства. Да простят меня свиньи, которые куда более чистоплотны.
На выходных вышел с семьей в находящийся в городской черте лес. Обласканные весенним солнышком киевляне заняли все свободные лужайки под шашлыки, сосиски и водочку. Обычное дело. По завершении гуляний лес покрылся тоннами мусора - полиэтиленовые кульки, раскуроченные консервные банки, памперсы, тампаксы, упаковки из-под чипсов, орешков и сока. Вокруг горы битого стекла - останки пивных и винных бутылок.
Земляки, пора кончать с этой средневековой дикостью. Так не ведут себя даже оккупанты. За годы подобного варварства зоны массового отдыха, во всяком случае в Киеве, превращены в свалку отходов человеческого невежества. Такая же печальная картина и на курортах Крыма. Кроме того что это некрасиво, это еще и необычайно вредно.
Процесс разложения всей этой неорганики растянут на века. В почву уходят мегатонны химикатов, которые просачиваются в грунтовые воды. Все это попадает в реки. По качеству питьевой воды Украина и без того занимает 95-е место в списке из 122 стран. Как сказал Корреспонденту Владислав Гончарук, директор Института коллоидной химии и химии воды, "Днепр - это сточная вода третьей-четвертой категории".
Устроить что ли общенациональный субботник по отмыванию страны? Я готов принять в нем участие. Впрочем, это малоэффективная мера. Время от времени общественные экологические организации проводят показательные уборки территорий с вывозом 50 самосвалов мусора. Но свято место пусто не бывает - новый курортный сезон восполняет "потери".
Что делать? До конца 1960-х годов Сингапур был одним из самых заплеванных городов мира. Китайцы - а это основное население страны - имеют вредную привычку плевать себе и другим под ноги. Премьер-министр Ли Куан Ю решил сломать эту верблюжью традицию соотечественников, дабы они не утонули в собственных нечистотах.
"Я начал кампанию против плевания в 1960-х годах, - пишет он в своей книге Сингапурская история: из третьего мира в первый. - Но еще и в 1980-х годах некоторые водители плевали из окон машин, а некоторые люди все еще продолжали сплевывать в магазинах и на рынках".
Гадкую привычку сингапурцы победили кроме всего прочего и с помощью фискальных мер. Так, сегодня в этой стране за выброшенный мимо урны мусор придется заплатить $ 350 штрафа. Такой же прейскурант за плевок на улице или в любом другом общественном месте.
Николай Янович Азаров, я, пользуясь опытом Вашего сингапурского коллеги, хочу подсказать Вам, как Вы можете заработать на мусоре. Нет, речь идет не о строительстве заводов по переработке отходов. Это был бы слишком идеальный вариант. Я понимаю, для этого нужны огромные инвестиции и высокие технологии. Как говорят в Одессе, не с Вашим счастьем.
А вот в чем действительно Вы непревзойденный мастер, так это в выбивании из населения налогов и штрафов. Пожалуйста, направьте свой талант на ужесточение мер против нарушителей общественной гигиены. Тех, кто гадит в лесах, парках, на центральных площадях и околицах, в столице и провинции. Николай Янович, берите штрафы за свинство - это же золотая жила, Силиконовая долина Украины, это удвоение госбюджета и благодарность потомков, это, если хотите, исполнение Вашей мечты увидеть Украину в составе Евросоюза.
Пять лет назад моя тогда еще десятилетняя дочь спросила: что нужно Украине, чтобы ее приняли в ЕС? Мои объяснения: свобода слова и предпринимательства, права человека, экономические реформы, политическая стабильность. Все это убеждало, но чего-то все же не хватало. Последнее звено в этой эволюции добавила девочка из Литвы (на тот момент страна - свежий член ЕС). Из подслушанного разговора моей дочери с девятилетней девочкой из Вильнюса на крымском курорте:
- Литву приняли в ЕС. У вас богатая страна? -
Нет, – отвечает литовочка
- Она большая? - не унимается моя дочка Аля
- Нет, не большая.
- А какая?
- Чистенькая.
***
Эта колонка опубликована в №16 журнала Корреспондент от 29 апреля 2011 года.
Перепечатка колонок, опубликованных в журнале, запрещена.
Отзывы и комментарии присылайте по адресу korr-opinion@kpmedia.ua
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.