Гастроли театра Романа Виктюка по Украине начинаются 21 ноября со Львова. Об Украине, языке, судьбе, своей московской квартире, где когда-то жил сын Сталина и многом другом – в рассказе режиссера
Романа
Виктюка называют классиком театральной провокации. Она, по мнению режиссера,
требует высокого артистизма, владения актерскими техниками, личностными
достоинствами и любовью к людям. Все спектакли Виктюка очень разные и по форме,
и по заключенному в них художественному посланию.
Одни
Виктюка называют эстетом, который находится в духовном поиске. Другие - натурой
сложной и противоречивой. Третьи утверждают, что для него нет никаких жестких
рамок и шаблонов, но он стремится к гармонии.
В
преддверии гастрольного тура Театра Романа Виктюка к его 75-летию по Украине,
который начинается 21 ноября во Львове, предоставляю возможность составить впечатление о Романе Виктюке, исходя из его собственного
рассказа.
"ДОМ
ТАМ, ГДЕ МОГИЛЫ ПРЕДКОВ"
О
спектакле на украинском языке
Если я
найду актеров, которых смогу воодушевить желанием кричать о любви, то я
поставлю пьесу на украинском языке. Пока же я таких не знаю.
Для этого
нужно прийти в киевский Институт культуры имени Карпенко-Карого, набрать курс.
Но у меня и здесь (в Москве. - Ред.) свой курс. А актеров я воспитываю с 16-17
лет, сейчас им за 20. Так что трудно и очень непросто.
О Родине
Там, где
сцена, свет, музыка и ангелы-актеры - там счастье. Значит, там и Родина. Ибо
Родина - она в сердце. Где бы и на какую бы сцену ни вышел - хотя бы раз, - это
уже Родина.
О
национальности
Меня
называют "человеком мира". Я в это не верю, но если говорят - значит,
так и есть.
Конечно
же, когда приезжаю во Львов, то ощущаю душевный трепет. А как же иначе? Как я
могу не ощущать трепета, когда приезжаешь домой? А Львов - это дом. Там могилы
моих предков.
О еде
Не могу
без нашей вкусной жареной колбаски. Вот, например, недавно Валентин Гафт, наш
гениальный артист, позвонил и пригласил в гости: "Я для тебя приберег
кусочек украинской колбаски", - сказал он. Я быстренько прибежал, но, к
сожалению, это была местная колбаса...
О мечте
Вернуться
во Львов во Дворец пионеров (его сейчас уже нет, но помещение еще осталось -
там сейчас школа), собрать кружок из детей и начать все с самого начала.
Об
участии в общественной жизни Украины
Со всеми
президентами Украины я знаком лично. Но мне ничего от украинских властей не
надо: звание есть, квартиры не надо. Хотя в свое время и министерскую должность
прочили, и первый президент показывал место, где будет театр для меня строить.
Во время
президентства Виктора Ющенко я был даже в комиссии по вручении Шевченковской
премии. С моей подачи премию присудили Оксане Пахлевской (дочери Лины
Костенко), которая пишет замечательные исследования об отношениях Украины и
России, а также автору документально-художественной трилогии "Братья
грома", "Братья огня", "Братья пространств" Михаилу
Андрусяку - о судьбе национально-освободительного движения на Западной Украине.
"Я
ПЕССИМИСТ ПО ЗНАНИЮ, НО ОПТИМИСТ ПО ВЕРЕ"
О судьбе
Все в
этой жизни предопределено: все препятствия, препоны, взлеты и падения известны
заранее. Я до определенного времени думал, что это неправда, но когда все
начало разворачиваться, оказывается, что я все это знал раньше.
Все начинается
- и это нужно знать родителям - с крика ребенка: он или мажорный или минорный;
или ребенок хочет в этот мир, или ребенок сопротивляется. Поэтому с этой первой
ноты определяется вся музыка жизни человека.
В 17 лет
я увидел сон, в котором я приезжаю главным режиссером в театр какого-то
неизвестного мне города - я увидел только три колоны и отрытую дверь. Прошли
годы, события развивались стремительно и все, что я видел в этом сне, начало
стремительно реализовываться.
Во время
постановки в Твери своей первой пьесы "Коварство и любовь" на
спектакль пришел великий Марчелло Мастроянни, который как раз снимался в фильме
"Подсолнухи". Ему так понравился спектакль, что после премьеры он
потребовал режиссера и кричал мне, что я "Дженио!" (а я не понимал,
что я гений). В тетрадке за 2 копейки он написал свои поздравительные слова.
Потом она попала куда надо, и органы сказали, что "если капиталистам
нравится этот спектакль, то там есть неконтролируемые ассоциации". На этом
моя карьера в этом театре закончилась и вместе с 15 артистами-выпускниками
Вахтанговского училища нас "ушли".
Но
ангел-хранитель есть. Я набрал с телефонного центра на Пушкинской площади
начальника отдела культуры Литовской ССР и, как мне казалось, голосом
начальника отдела театров Министерства культуры СССР (конечно, генерала)
сказал: "Мы тут одного гения хотим к вам отправить - знаем, что литовский
Русский драматический театр у вас без главного режиссера. Мы за него
отвечаем". Местный чиновник боялся советской власти больше, чем я, и,
конечно же, согласился.
И вот
утром я прилетаю в Вильнюс, иду по улице Ленина, поворачиваю направо и вижу дом
из моего сна - три колоны, маски и открытую дверь. Там сидел старичок,
которому, как мне тогда казалось, было лет 90. Он протянул мне руку и, не знаю
почему, я заговорил с ним на польском языке. Он тоже ответил на польском:
"Вас тут все так долго ждут".
Так я стал
главным режиссером Русского драматического театра Литовской ССР, где проработал
четыре года. Так что все предопределено заранее.
О музыке
Когда мне
было 7 месяцев, и мама приходила во Львовский театр на "Травиату"
Верди, в начале увертюры она мучилась невыносимой болью - я так начинал биться,
что мама вынуждена была уходить из театра. Уже потом она рассказывала, что
когда я родился, то первый мой звук соответствовал ноте, с которой начинается
опера Верди.
Так я
понял, что, хочу того или нет, но этот факт должен определить мою жизнь. При
этом мама сознательно ничего не делала, чтобы я учился музыке и знал ноты,
поэтому у меня не было никаких навыков.
И вот в
14 лет у нас во дворе цыганка выбрала среди всех ребят меня, посмотрела на руку
и сказала: "Ты будешь дирижером". То же самое она торжественно
повторила маме. Мама в ответ порадовалась, но заметила, что я не знаю ни одной
ноты и не играю ни на одном инструменте. Тогда цыганка еще раз посмотрела на
мою руку, заплакала и, посмотрев мне в глаза (я эти глаза запомнил на всю
жизнь), повторила утвердительно: "Он будет дирижером".
Эти слова
засели мне глубоко в душу. Даже уговорил месячным стоянием под дверью святую
Галину Петровну Рождественскую научить меня "до-ре-ми-фа-соль".
Сутками напролет мы занимались музыкой. Я даже дирижировал, играл на рояле:
если мне что-то взбредет в голову, - остановить меня нельзя. Так было всегда.
О
правильности выбора
Я
отправил своей учительнице из Львовского дома пионеров телеграмму, где написал,
что меня берут и во ВГИК (Всероссийский государственный университет
кинематографии), и в ГИТИС (Государственный институт театрального искусства,
сейчас - Российский университет театрального искусства) и попросил совета, что
делать. Она мне прислала ответ, на украинском языке: "Кіно - це халтура.
Іди в ГІТІС".
О кино
Я
по-прежнему считаю, что "кіно - це халтура". Сегодня мне присылают
такие сценарии, что с первых строк понимаешь: фальшь!
Откуда
черпает вдохновение
Любовь!
Это особенная страсть - она либо есть, либо ее нет. Все великие артисты больны
этой потребностью и способностью любить. Ибо без этого в искусстве делать
нечего.
Театр
сегодня - это единственное место, которое должно напоминать, что надо любить:
вопреки цинизму, лицедейству и поклонению доллару. Что есть только одно чувство
- на разрыв аорты кричать о любви.
Секрет
хорошего самочувствия
Любовь!
Почему
умирает театр
Из нашей
жизни, как по сговору, уходят великие актеры: Ефремов, Ульянов, Лавров, Лазарев
- и список можно продолжить. Они были большими детьми. Это люди, которые на
искусстве не зарабатывали. Вы не поверите, сколько у Ульянова было на книжке
после смерти - 500 долларов. А играл он Сталина, Жукова и многих других.
Но
детство сегодня не востребовано, оно никому не нужно. Расчет прежде всего.
О счастье
Счастье -
это пауза между двумя несчастьями. Всегда нужно помнить, что счастья нельзя
добиваться - ибо нельзя добывать добро с кулаками. Нужно просто быть
прозрачным, несчастье обязательно сменится счастьем.
Когда я
впервые ехал с занятий на трамвае мимо Кремля, то возле дома N4 (первый у
Кремля) закрывал глаза - потому что и не думал и не мечтал там жить - ведь там
обитали самые важные люди страны. И вот наступило время, когда великий Михаил
Ульянов пошел к Лужкову со списком претендентов на жилье, и Лужков ему с
порога, даже не слушая фамилий, ответил, что в этом доме генералов и маршалов
режиссерам квартиру получить нельзя. А Ульянов говорит: "Ну, хотя бы дайте
назвать фамилию того, за кого мы просим! Виктюк". И Лужков сказал без
паузы: "Ему - можно".
А до
этого я жил в комнате в трехкомнатной коммуналке. Вот так мое несчастье
сменилось на счастье. До сих пор поверить в это не могу. (В квартире, где живет
Роман Виктюк, когда-то жил сын Сталина. - Ред.)
О планах
Сейчас
буду снимать документальный фильм о Валентине Гафте. Это последний великий
ребенок. У него плохо со здоровьем, а он хочет сбежать из больницы и сниматься.
Я хочу посмотреть в фильме, как у него возникают эпиграммы, стихи и что такое
для него творческий процесс.
Об идее-фикс
Я уже 12
лет вижу одну и ту же картинку: здание нашего театра, на улице играет духовой
оркестр и мы с мэром, перерезав красную ленточку, заходим в помещение.
Проект
здания театра уникальный - это памятник архитектуры позднего конструктивизма.
Архитектор Мельников не все сделал, что хотел - только на 30%. А я хочу
воплотить все его идеи в жизнь. И его сын, который уже умер, так об этом
мечтал.
Справка о
режиссере:
Роман
Григорьевич Виктюк - народный артист РФ, народный артист Украины.
Родился
28 октября 1936 года в Львове в семье учителей. Будучи школьником, пробовал
ставить небольшие спектакли, в которых задействовал одноклассников и друзей. В
1956 году окончил актерский факультет Государственного института театрального
искусства (ГИТИС) в Москве.
Первым
режиссерским опытом Виктюка стала работа во Львовском ТЮЗе им. Максима
Горького, где он поставил ряд спектаклей. Практически сразу у режиссера
обнаружилась тяга к "нетипичному" прочтению пьес.
В 1971
году Роман Виктюк стал ведущим режиссером Русского драматического театра Литвы.
Среди известных постановок того периода - "Мария Стюарт" Ф.Шиллера,
"Валентин и Валентина" М.Рощина, "Любовь - книга золотая"
А.Толстого, "Продавец дождя" Р.Нэша. С середины 1970-х режиссер
ставит спектакли в Москве - "Царская охота" в Театре им.Моссовета,
"Татуированная роза" во МХАТе, "Утиная охота" и др.
Известность
Виктюку принес спектакль "Служанки", поставленный в 1988 году на
сцене театра "Сатирикон". Благодаря хореографии А.Сигаловой, музыке
Фараджева, в сочетании с актерской игрой К.Райкина, Н.Добрынина и А.Зуева,
Виктюку удалось создать неповторимый спектакль. "Служанки" были
показаны во многих странах мира, собрав восторженные отзывы в мировой прессе и
сделав режиссера известным театральным деятелем.
В 1991
году создал частный Театр Романа Виктюка, объединивший артистов, близких
режиссеру по мировоззрению. В 1996 году театр получил статус государственного.
Основу труппы составляют актеры, сформировавшиеся под влиянием творческого
метода Виктюка. Но для участия в отдельных спектаклях он приглашает и других
мастеров театрального искусства.
Роман
Виктюк поставил более 200 спектаклей во всех главных театрах России и Украины,
осуществил ряд постановок в театрах Швеции, Финляндии, США, Италии, Греции...
Он
единственный из работающих в России режиссеров иностранного происхождения,
награжденный международной премией Института итальянской драмы за лучшее
воплощение современной драматургии. Обладатель театральной премии
"Maratea" Центра европейской драматургии (1991 г.). Награжден премией
"Киевская Пектораль" и премией Союза театральных деятелей Украины
"Триумф". В США включен в категорию "50 людей мира, которые
повлияли на вторую половину ХХ века". Профессор Российской академии
театрального искусства ГИТИС.
Источник
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.