Митинги в Москве в эту субботу, безусловно, ознаменовали собой отправную точку к переменам. Только вопрос, – к каким?
Митинги в Москве в эту субботу, безусловно, ознаменовали собой отправную точку к переменам. Только вопрос, – к каким?
Итак, десятки тысяч людей на оппозиционном митинге. Такое событие вдохновляет. Вместе с тем, такие резкие перемены в отношении властей к протестным сборищам не могут не вызывать подозрения. Ведь еще совсем недавно подобные акции собирали максимум несколько сотен человек, зачастую завершались разгоном и массовыми арестами с полными автозаками. Что изменилось?
В системе управлении государством есть такой принцип, который я бы сформировал следующим образом: эффект послабленной хватки. То есть после долгого процесса прессинга идет моментальное, но небольшое послабление. Вот этот момент называется – эйфория свободного вдоха.
Субботние российские митинги против нечестных выборов аккуратно легли в преследуемые Кремлем цели.
Это, во-первых, протестировать глубину недовольства столичной публики. Наверное, кремлевскому тандему, необходимо было видеть тысячи людей в протесной акции, чтобы хоть немного протрезветь от опьянения абсолютной власти. Понятно, что никто не скажет, насколько глубокий эффект произвел митинг, но факт остается фактом – митинг на Болотной – холодный (прохладный) душ для Путина.
Во-вторых, это указанный эффект послабления. Перед президентскими выборами разрешение провести массовое собрание несколько ослабит тиски в отношении недовольных. Тогда в этом свете, «ужасное лицо диктатуры» приобретет немного нечетких человеческих очертаний.
Ну, в третьих. Это стратегия обновления. В современном мире с широко развитой коммуникацией очень сложно удержаться авторитарному режиму в рамках единоличного распорядителя информации. Соответственно, когда возникает иное мнение, то увеличивается число противников режима. А когда число «несогласных» достигнет критической точки – вспыхивают бунты. Поэтому с конца этого года российские власти вполне вероятно будут практиковать подобные выплески недовольства. Безусловно, сохраняя максимальный контроль над процессом «неодобрения».
В конечно счете, задача номер один для Путина – не допустить провала президентских выборов в следующем году, попытаться сделать их максимально легитимными, с явными или призрачными чертами демократии.
Поэтому на вопрос, насколько Владимиру Путину и ко удастся удержать процесс «реинкарнации демократических веяний» - ответом станет только количество допущенных грубых ошибок.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.