Cпустя три недели выставку закрыли, накрыв украинское
арт-пространство туманом совкового мракобесия под названием «цензура».
До 31 июля в Киеве в рамках «Арсенале-2012» должен
был происходить «Апокалипсис и Возрождение в Шоколадном доме» – арт-проект
куратора без страха и упрека Константина Дорошенка (Киев), не побоявшегося
собрать на музейной территории классиков современного искусства Украины и самых
неоднозначных ее представителей, которые озадачили нас несложным, но
откровенным вопросом – куда мы катимся, если дальше все будет продолжаться
точно так же?
Владимир Сай. "Дух протеста"
Со-куратор с российской стороны – Анастасия Шавлохова – внедрила в проект
работы тех российских арт-истов, чьи имена стоит знать. Ведь не исключено, что
в нашем украинском арте нас ждет подобная попытка художников вынуть наружу
кишки социально-политическому дискурсу и представить тошнотворные внутренности
на всеобщее обозрение: вам не нравится то, что вам показывают? Обнаженная
натура для вас – порнография? Плесень на куклах барби – угроза вашей жизни?

Олег Кулик. Видео инсталляция
"Мессия"
В итоге – в Украине был представлен один из самых цельных, непростых и в то
же время соразмерных «бабушкиному» восприятию современного искусства проектов.
«Апокалипсис и
Возрождение...» является лучшим российским проектом на территории Украины
доселе нами виданных – тут слишком много откровенных и простых реакций, нет
букетов сирени и видов на Аю-Даг. Оттого, наверное, обнаженная натура выдается
кому-то порнографией. С такой позицией, нужно одеть «Давида» Микеланджело в
белые трусы, ибо дети, которые его увидят в своих учебниках, вырастут
неправильными.

Recycle Group. Серия витражей "South
park"
Инициатор события – «Галерея Мироновой» ( за что ей
отдельное спасибо, ибо в рамках «Арсенале-2012» подобного скандала не случилось
и явно не предвидится) – устроила Шоколадному дому «судный день»: сотрудники
музея восприняли экспозицию как натуральное «изнасилование» сознания. И в этом
случае актуальное искусство сработало должно, как бутылка со взрывной смесью –
что такое «современное искусство» и что с ним делать – вывод один: вызывать
комиссию по морали и милицию. Благодаря этим «органам» выставку и закрыли, в
принципе, не понимая, что завтра нужно срочно закрыть и «Арсенале-2012» и,
наверное, «Евро-2012» отменить, поскольку мужчины в трусах – тоже повод
задуматься о морали и эстетике.

Майкл Мерфенко. Инсталляция "Фаворский
свет"
Автор идеи
проекта «Апокалипсис и Возрождение..» – легендарный акционист, московский
художник украинских (в частности киевских) кровей – Олег Кулик. Во время своей
экскурсии по экспозиции он сформулировал присутствие актуальных энергий в
освоении главного страха наших современников так: «Если есть такой дом, в
котором под одной крышей все еще пытаются свести с ума своих гостей залы,
исполненные в самых разных стилях – от мавританского и ренессансного до
модерного и когда-то перекрашенного в черный Кагановичем “русский” зал, то куда
катиться этот мир?!”. Соответственно, если такой до сих пор есть, тогда
позволено все, особенно – заниматься “колдовством на территории искусства”, чем
и промышляет Кулик и многие другие московские участники проекта на территории актуального
арта.

Кирилл Проценко. "Танцор диско"
А куда катится этот мир – всем нам понятно: изображение голой натуры сводит
с ума сотрудников украинских музеев. Они зовут милицию и комиссию по морали на
помощь. Им дурно. И мы ничем не можем им помочь.
И в борьбе с
модернизмом, как концепцией упаднической и потребительской, устаревшей как
минимум лет сто назад, могут победить только художники-мистики, согласно
концепции “Апокалипсиса и Возрождения...”.

Арсен Савадов. "Лаборатория Орфея"
Но пока что случился только Апокалипсис – из экспозиции были “изъяты”
сотрудниками Шоколадного дома: инсталляция Андрея Сигунцова с его куклами барби
в плесени (работа ‘Fighting The Barbie Bondage’), видео и фото участника
Венецианской биеннале Андрея Кузькина «Явление природы», «Игрушечный митинг»
Фейгиной Дарьи и Максима Калимова. И вся соль истории закрытия проекта в том,
что работы «удалялись» постепенно. Хотя изначально, на момент открытия проекта,
ни укого ни к кому не было вопросов.
Мало того, одним из участников проекта является главный цензор события –
директор Музея русского искусства Юрий Вакуленко, чьи работы представлены в
инсталляции Ольги Громовой «Комфорт в кубе».

Инсталляция Ольги Громовой. "Комфорт в
кубе"
Мысли об Апокалипсисе особенно насилуют головы украинцев накануне Евро-2012.
И в этом случае, как говорит наш Президент, проект «в тему». Потому что скорее
бы уже наконец-то все случилось, чтобы появился шанс начаться чему-то новому.
События
сегодняшнего дня – пробуждающие и отсылающие напрямую к Гейне: “Я не могу
понять, где заканчивается ирония и начинается небо!”

Валерий Чтак. "Без названия"
И я не знаю, когда наступит тот Апокалипсис, после которого точно начнется
Ренессанс, ведь то, что происходит на моих глазах, уже не имеет отношение к
иронии, а исключительно к мракобесию, причем средневекового толка, которое все
еще таится в украинских музейных учреждениях, где изображение половых органов и
«политические лозунги» являются поводом призывать духов смерти, цензуры и
«правильности».