Для всех, кто внимательно следил за нагнетанием антифашистской истерии накануне оппозиционного митинга 18 мая, ее дутый характер навязчиво бросается в глаза.
На тему того, насколько неубедительно выглядят потуги власти изобразить невесть откуда взявшуюся фашистскую угрозу, не высказался только ленивый. Еще до памятного митинга 18 мая страницы социальных сетей пестрели фотоколлажами с Вадимом Колесниченко, вдруг решившим надеть на себя советскую военную униформу, и участниками антифашистских маршей, во время которых против надвигающейся коричневой угрозы выступали даже дельфины севастопольского дельфинария.
Однако последний гвоздь в гроб провластного антифашизма забили борцы с коричневой чумой в спортивном. Нападение мгновенно ставшего знаменитым Вадика Румына Титушко на журналистку Ольгу Сницарчук и фотографа Влада Соделя сделало попытку изобразить нападение фашистских молодчиков на мирный бронетранспортер, и без того организованную с массой проколов, в самый настоящий провал.
Маршрут злополучной БРДМ вместе с номерами автомобиля ГАИ, сопровождавшего бронемашину в тот день, теперь известен почти каждому. А рассказ Титушко о том, как журналистка упала сама, вместе с попытками доказать, что молодого человека, не рискнувшего обременить себя даже минимальным набором моральных норм, наняла оппозиция, выглядят уж вовсе запредельной оруэлловщиной.
К тому же, очень умилительно смотрелись кадры с участием свезенных в Киев антифашистов, которые, как ни старались, не могли объяснить, ради чего же, собственно, они вышли постоять на солнцепек в этот майский день, и откуда нам стоит ждать приближения коричневой чумы.
Только стоит не забывать – то, что для читателей Интернет-ресурсов, имеющих возможность и, что намного важнее, желание сравнивать разные точки зрения, кажется бредом сивой кобылы, для телевизионного зрителя может выглядеть намного более убедительно. Все зависит от того, как будет выглядеть картинка, выпущенная в эфир.
А картинка эта все так же сильно отдает оруэлловщиной. Ведь зритель телеканала Интер, к примеру, узнает, что на борьбу с фашизмом, живота своего не жалея, вышло 40 тысяч пламенных борцов, в то время как оппозиция не только с трудом наскребла несколько тысяч, если верить нашей доблестной милиции, так еще и драку учинила – кровавую, между прочим. И ведь Сницарчук и Содель были избиты именно на оппозиционной акции.
Можно сколь угодно долго возмущаться попыткам министра внутренних дел Виталия Захарченко выдать черное за белое, но стоит помнить, что телезритель, скорее всего, услышит то же самое. Только подано это будет в более искусной оболочке, на что наш главный правоохранитель в силу своего скупого красноречия не способен в принципе. И вот эта параллельная телевизионная реальность, которая в Украине с каждым месяцем становится все более отличной от того, что происходит на самом деле, является фактором, который никак нельзя списывать со счетов.
Причины столь стремительной виртуализации отечественных масс-медийных реалий очевидны – с приближением президентских выборов растет необходимость отвлечь внимание публики от тех реальных проблем, которые должны решать политики: чахоточной экономики, рабской бесправности украинцев, инфраструктуры, которая находится в столь плачевном состоянии, словно страна недавно пережила войну с самыми настоящими фашистами.
Само собой, не стоит думать, что телевизор, к которому украинцы по привычке уже давно относятся с подозрением, способен всерьез зазомбировать все население страны. Очевидно, что лишь малая часть тех, кто пришел под знаменами Партии Регионов на Европейскую площадь, всерьез верит в необходимость борьбы с коричневой чумой. Бюджетнику в провинциальном городке сама судьба уготовила воевать с фашистами, если с фашистами решила воевать партия власти. Та самая партия власти, которую этот бюджетник может тихо ненавидеть.
Не стоит сомневаться и в способности многих украинцев понять, что за антифашистскими маневрами власти стоит отчаянная попытка прикрыть ту конфигурацию из трех пальцев, которой можно описать социальное и экономическое положение в стране под чутким руководством регионалов. Все эти танцы с бубном способны повлиять на значительное количество маргиналов, но этого количества явно недостаточно для политического превосходства партии власти. Большинство все так же будет воспринимать происходящее как дымовую завесу, создаваемую политиками.
Даже накануне Оранжевой революции у оппозиционеров получалось прорываться через информационную блокаду власти. Сейчас же, когда все больше людей при помощи Интернета получает доступ к альтернативным источникам новостей и мнений, подобная блокада выглядит предприятием еще более сомнительным.
Попытка увести внимание общества от реальности с помощью пугала фашизма сработает лишь в одном случае – если те, кто борется с властью, будут играть с ней по ее правилам. То есть, вместо того, чтобы, к примеру, обсуждать то, как спасти полуразвалившиеся школы и модернизировать допотопную систему образования, с пеной у рта спорить, как и про кого писать в учебниках истории, и на каком языке эти учебники издавать.
Дело даже не в том, что целевая аудитория фашистского спектакля уверует в то, что ей угрожает что-то коричневое. Просто, перепалка на этом уровне рефлекторно вызывает у нормального украинца ощущение того, что им пытаются манипулировать, используя отвлеченные понятия и добиваясь возможности пилить вполне конкретные бюджеты.
Именно поэтому все усилия регионалов направлены на то, чтобы свести публичную дискуссию в удобное для них поле. Все – от морковного броневичка, до униформы Колесниченко. И сейчас исключительно от тех, против кого направлен этот спектакль, зависит то, сможет ли надувной фашизм расправить плечи и окончательно затмить собой реальные проблемы или же громко лопнет, как рано или поздно подобает всему надувному.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.