Иранская кружевная политика - в этих хитросплетениях сам черт ногу сломает. Вот и сейчас, казалось бы, в стране новый лидер и перемены не за горами. Но не так все просто в стране красных тюльпанов.
Иран –страна, способная устрашать. В 16 веке эта империя разгромила османов, присоединила территории современного Ирака, Афганистана,части Пакистана, территории Азербайджана, части Армении и Грузии. Но в огромной стране было неспокойно. Переворот за переворотом. За четыре века империей правили шесть династий. Наверняка, за многие века к переменам иранцы привыкли.
Последний шах – Мохаммед Пехлеви. Получив образование в Швейцарии, он был сторонником западных традиций. Начал проводить политику деисламизации и даже равноправия женщин – что вызвало протесты среди населения и духовенства. В 1963 году после масштабных волнений шах идет на крайний шаг и высылает из страны главного оппонента - популярного религиозного деятеля аятоллу Хомейни. Впрочем, укрепить свою власть монарху не удалось – он был свергнут в1979 году и умер в изгнании в Каире.
Главой исламской республики Иран становится аятолла Хомейни. Именно он – автор сложной на первый взгляд системы власти, где все нити ведут к рукам верховного духовного лидера страны. Долгое время им был аятолла Хомейни. После его смерти – высшим иерархом шиитом стал аятолла Хаменеи.
Духовный лидер, – орган постоянный и не избираемый. Напрямую Хаменеи нынче контролирует все ветви власти. Не может влиять разве что на выборы в парламент –впрочем, у него там есть свое достаточно большое лобби –состоящее из священнослужителей. К услугам аятоллы - так называемый Совет по определению целесообразности принимаемых решений и половина Совета стражей Конституции. Повлиять на духовного лидера может разве что Собрание экспертов – состоящее из представителей духовенства, гипотетически они могут даже сместить аятоллу. Но так как именно духовный лидер страны и формирует Собрание – его смещение становится просто невозможным. Простые иранцы могут самостоятельно выбрать президента и парламент. Правда, президент, который избирается максимум лишь на два срока, в любой момент может быть смещен аятоллой. Он назначает правительство, отвечает за бюджет, но не может принимать решения во внешней политике, оборонной сфере и по атомной программе страны – это прерогатива духовного лидера. Депутаты парламента, который избирается на 4 года – могут принимать любые решения, но для вступления в силу они должны быть утверждены наблюдательным Советом, половина заседателей которого подконтрольна аятолле.
При таком сложном пасьянсе – победить человеку, не являющемуся ставленником духовного лидера – невероятно сложно. Потому оппозиционные иранские либералы – придумывают сложнейшие комбинации, чтобы обхитрить Хаменеи. Накануне голосования, сразу два либеральных кандидата объявили о выходе с гонки, чтобы голоса их сторонников достались Хасану Роухани. Теолог и глава Совета нацбезопасности в прошлом, он выступает за нормализацию отношений с Западом и вывод Ирана из изоляции. Его избиратели – молодежь, проживающая в городах и стремящаяся к переменам. Впрочем, не смотря на свою прозападную позицию - понятно, что с аятоллой победившему либералу считаться придется. Роухани пришлось сразится с сильными соперниками - ставлениками духовного лидера – мэром Тегерана Мохаммедом Галлибафом и главой иранской делегации на переговорах по атомной программе Саидом Джалили. Их избиратели – ортодоксальные поборники ислама. Впрочем, иранские политологи, находящиеся вне родины, еще во время кампании отмечали – аятолла побаиваелся столичного градоначальника, ведь он не назначенец, свою должность получил по результатам выборов. К тому же Галлибафу не привыкать руководить огромными финансовыми потоками. Но в памяти аятоллы наверняка еще свежа попытка бывшего президента Ахмадинеджада «увести» из рук духовного лидера доходы от экспорта нефти. Джалили - более послушная кандидатура. Получивший опыт в тайной иранской полиции, ответственной за репрессии,- он привык подчиняться. К тому же Джалили – как главный переговорщик по иранской ядерной программе - разделяет взгляды атояллы на необходимость развития проэкта получения атомного оружия, не смотря на санкции. Да и экономическая блокада верхушке Ирана выгодна – серые торговые схемы чиновникам приносят доход в 40-50 миллиардов евро ежегодно. В любом раскладе президентского пасьянса, очевидно - Джалили не останется в стороне от большой политики. Еще один неоспоримый факт - Иран будет развивать ядерную программу и будет стремится получить атомное оружие. Не смотря на увещевания Магате, угрозы Израиля и обеспокоеность в Европе и США – все иранские политики в своей позиции едины– ядерная программа Ирану необходима. АЭС в Бушере и исследовательские центры в Натанзе, Парсе и Фараянде работают на полную мощность. Ядерное оружие в Иране может появиться уже через четыре года – утверждают западные специалисты. В таком случае, Соединенным Штатам с их многочисленными базами на Ближнем Востоке следует держать ухо в остро. А ведь именно Вашингтон в 1967 году передал последнему иранскому шаху Мохаммеду Пехлеви атомный реактор.
Рубрика "Блоги читачів" є майданчиком вільної журналістики та не модерується редакцією. Користувачі самостійно завантажують свої матеріали на сайт. Редакція не поділяє позицію блогерів та не відповідає за достовірність викладених ними фактів.